НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

В целях формирования кадрового резерва наиболее передовые работодатели идут в школы

Во время состоявшегося в этом месяце ежегодного съезда руководителей наиболее крупных ИТ-компаний ("IT-Summit. Встреча лидеров индустрии") интересные факты привел генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. [spoiler]

Из его доклада  “О привлекательности ИТ-профессий в России и перспективах обеспеченности отрасли кадрами” следует, что, согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ,  профессия “программист” находится на четвертомм месте по престижности (что, вообще говоря, не так уж плохо), но представление населения о доходности профессии “программист” существенно уступает профессиям “врача”, “военного”, “госслужащего”, представителя “сферы услуг” и находится вровень с такими профессиями как “рабочий” и “строитель”.  Для сравнения: в 2010 г.  опрос ВЦИОМ давал лучшие показатели оценки доходности профессии программиста.

Поэтому престиж профессии программиста (да и других ИТ-специальностей) надо повышать. Проблема ещё и в том, что так называемый “простой народ” имеет весьма смутное представление о том, чем же именно занимаются ИТ-специалисты. На уже упомянутом ИТ-саммите (к сожалению, его презентации доступны лишь участникам данного мероприятия) отмечалась “разность в восприятии самих понятий «программист», «ИТ-специалист» и т. п. в глазах ИТ-бизнеса и населения страны” (цитата из официального отчета об ИТ-Саммите, вывешенного на сайте АП КИТ ).

Проблема популяризации ИТ-специальностей среди школьников и их родителей горячо обсуждалась  ещё в ноябре прошлого года на Общем собрании Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Тогда же предлагались различные (порой, достаточно ресурсозатратные) способы решения этой проблемы (задачи).

Разумеется, есть и очень простые способы популяризации ИТ-специальностей, которые повсеместно используются и практически вообще не требуют никаких затрат. К примеру, в школу приходит группа волонтеров и объясняет учащимся, как хорошо быть программистом, сисадмином, специалистом техподдержки, основателем ИТ-стартапа, разработчиком СПО,  руководителем ИТ-отдела и так далее. При этом эффективность такого рода агитмероприятий обычно не отслеживается.

Важно отметить, что задача популяризации ИТ-специальностей среди школьников и их родителей является лишь частным случаем задачи популяризации среди этой категории граждан технических специальностей вообще. О чем, среди прочего, говорилось на состоявшейся в конце прошлой недели конференции “Технологии в HR-менеджменте” (организатор – компания “LBS International Сonferences”).

Представляет интерес опыт “Объединенной металлургической компании” (ОМК), о котором рассказала руководитель направления стратегического обнспечения персоналом ОМК Ирина Евсюкова.

Суть этого опыта вот в чем. В одном из регионов, где завод ОМК является градообразующим предприятием, представители данного завода провели среди учащихся старших классов местных школ опрос на тему “Кем ты хочешь стать?”. Естественно, в ответах назывались самые разные специальности: художники, артисты, политики, повара, музыканты, телеведущие и т. д. Но были среди опрошенных и такие школьники и школьницы, которые связывали свое будущее с техническими специальностями.

По итогам опроса в город были приглашены представители тех специальностей, которые школьники упоминали всех чаще. Они провели с учащимися и их родителями мастер-классы,  во время которых рассказали о том, что реально ждет людей, выбравших данные специальности и какими знаниями и навыками следует обладать, дабы стать к этим специальностям ближе.

Естественно, повышенное внимание было уделено тем, кто проявил интерес к техническим специальностям. Им было не только в доходчивой форме рассказано об этих специальностях. Для них (и их родителей) были организованы экскурсии на металлургический завод, оснащенный по последнему слову техники и считающийся одним из лучших заводов такого рода в Европе. Кроме того, были организованы разного рода веселые конкурсы. Ну и много чего было ещё организовано. Результат, как говорят, превзошел ожидания. И задачу формирования кадрового резерва завод практически решил.

Вот бы и крупным ИТ-предприятиям (или ИТ-ассоциациям) взять на вооружение такого рода методы избирательного маркетинга! То есть не “стрелять по площадям”, а сначала выявить тех, у кого есть хотя бы минимальная склонность к техническим специальностям, ну а затем проводить с ними более глубокую работу. Не забывая о полезности обратной связи. Согласны с этим?