НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

C какого “потолка” берутся цены на разработку информационных систем?

Есть немало книг и статей, в которых, со ссылками на огромные массивы реальных данных, доказывается, что в большинстве случаев экономический эффект от вложений в ИТ подсчитать невозможно.[spoiler]

Стало быть, и цели вложений в ИТ (в частности, в создание информационных систем) можно формулировать посредством любых качественных терминов (что мы и видим на примере многочисленных релизов, приходящих в редакцию и содержащих рассказы об успешном завершении тех или иных ИТ-проектов или их этапов).

Отсутствие выраженного в конкретных цифрах ожидаемого экономического эффекта позволяет, среди прочего, весьма произвольно назначать цены на разработку тех или иных информационных систем. Ведь очень трудно проверить, какова реальная трудоемкость создания этих систем. Да и нужна ли кому-либо такая проверка?

А раз проверка реальной трудоемкости создания информационных систем обычно не проводится, то и цены на разработку информационных систем зачастую берутся с так называемого “потолка”. Вот свежий пример.

Получил сегодня письмо от Михаила Эльянова (к. т. н., президент АРМИТ, руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения), в котором он описывает ситуацию с аукционом “Выполнение работ по проектированию и организации телекоммуникационных и вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных (ФЦОД ЕГИСЗ) Министерства здравоохранения Российской Федерации (основная, резервная и тестовая площадки) и оказание услуг по организации телекоммуникационной инфраструктуры защищенных каналов связи между основной и резервной площадками ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации, в которых размещены компоненты ЕГИСЗ, и узлами доступа субъектов Российской Федерации, а также сопровождение и эксплуатация ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации и прикладных компонент ЕГИСЗ”.

В своем письме г-н Эльянов обращает внимание на то, что после критики в адрес Минздрава срок данного аукциона сдвинут на две недели, а его начальная стоимость уменьшена с 1,88 млрд. руб. до 1,74 млрд. руб., т. е. на 140 млн. руб. (или на 7.5%).

Президент АРМИТ отмечает, что  “пересмотр условий аукциона произошел после волны откровенного возмущения отнюдь неочевидными содержанием, сроками, и ценой аукциона. 16 мая в Минздраве состоялось общественное обсуждение  аукциона, на котором было задано много “неудобных” вопросов и услышано много невразумительных ответов… Разгромной критике подверглись абсолютно конкретные характеристики аукциона… По поводу изменения срока и цены. Что же это за предварительные расчеты такие были, что лопухнулись сразу 140 млн. руб.?... Мне кажется, что всем нам (в т.ч. и членам Экспертного совета Минздрава) фактически сказали: “Да подавитесь Вы этими несчастными 140 миллионами. О чем вообще речь? 100 лимонов – сюда, 100 лимонов – туда. Один хрен: все, что надо потратить - потратим. Советчики нам не нужны. Какой-такой Экспертный совет? Вы что, с дуба рухнули? Мы же не лезем в Ваши дебри анализа сигналов, обработки изображений, систем поддержки принятия решений, систем для реальной помощи врачу и пациенту. Сидите и обсуждайте до бесконечности свои электронные медицинские карты… С финансовыми потоками мы и без вас разбирались, разбираемся и разбираться будем”.

Что и говорить, управлять финансовыми потоками не так просто. Но ведь это не означает, что цены на ИТ-проекты федерального масштаба можно брать с потолка? Есть какие-либо методики обоснования данных цен? Что вы думаете на этот счет?

Сергей Жемойтель
К сожалению, из практического опыта, опуская всю теоретико-философскую подоплеку оценки стоимости проекта, могу сказать, что прогнозировать стоимость и количество человек-часов на проект невозможно. Есть некоторые приближения, которые позволяют установить некую среднюю стоимость проекта, но ни как не конечную цену.
Во многом код это такой же творческий процесс, как поэзия, художество и пр. Можно прописать досконально алгоритмику будущего проекта, но для этого нужно целое проектное бюро и несколько месяцев его плотной работы, только по описанию проекта, просчету каждого участка. У нас же к сожалению, как можно судить по некоторым проектам решения принимаются от "хочу так", а как это будет ни кого не волнует.
Потом, часто нужно оценить, нет ли иных вариантов решения задачи, скажем использование уже готового решения, в котором требуются косметические переделки, или написание проекта с нуля? Никто такой оценки не проводит.
Поэтому в итоге выходят проекты с баснословными ценами и баснословным количеством "косяков" и багов.

В пример, такого вот проекта можно привести Казначейскую систему Питера, где все бюджетники используют на протяжении уже не одного десятка лет когда-то сляпанную на коленке программку в MS Access. И которая допиливается каждый год и ни как не может выйти в релиз.