Стало быть, и цели вложений в ИТ (в частности, в создание информационных систем) можно формулировать посредством любых качественных терминов (что мы и видим на примере многочисленных релизов, приходящих в редакцию и содержащих рассказы об успешном завершении тех или иных ИТ-проектов или их этапов).
Отсутствие выраженного в конкретных цифрах ожидаемого экономического эффекта позволяет, среди прочего, весьма произвольно назначать цены на разработку тех или иных информационных систем. Ведь очень трудно проверить, какова реальная трудоемкость создания этих систем. Да и нужна ли кому-либо такая проверка?
А раз проверка реальной трудоемкости создания информационных систем обычно не проводится, то и цены на разработку информационных систем зачастую берутся с так называемого “потолка”. Вот свежий пример.
Получил сегодня письмо от Михаила Эльянова (к. т. н., президент АРМИТ, руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения), в котором он описывает ситуацию с аукционом “Выполнение работ по проектированию и организации телекоммуникационных и вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных (ФЦОД ЕГИСЗ) Министерства здравоохранения Российской Федерации (основная, резервная и тестовая площадки) и оказание услуг по организации телекоммуникационной инфраструктуры защищенных каналов связи между основной и резервной площадками ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации, в которых размещены компоненты ЕГИСЗ, и узлами доступа субъектов Российской Федерации, а также сопровождение и эксплуатация ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации и прикладных компонент ЕГИСЗ”.
В своем письме г-н Эльянов обращает внимание на то, что после критики в адрес Минздрава срок данного аукциона сдвинут на две недели, а его начальная стоимость уменьшена с 1,88 млрд. руб. до 1,74 млрд. руб., т. е. на 140 млн. руб. (или на 7.5%).
Президент АРМИТ отмечает, что “пересмотр условий аукциона произошел после волны откровенного возмущения отнюдь неочевидными содержанием, сроками, и ценой аукциона. 16 мая в Минздраве состоялось общественное обсуждение аукциона, на котором было задано много “неудобных” вопросов и услышано много невразумительных ответов… Разгромной критике подверглись абсолютно конкретные характеристики аукциона… По поводу изменения срока и цены. Что же это за предварительные расчеты такие были, что лопухнулись сразу 140 млн. руб.?... Мне кажется, что всем нам (в т.ч. и членам Экспертного совета Минздрава) фактически сказали: “Да подавитесь Вы этими несчастными 140 миллионами. О чем вообще речь? 100 лимонов – сюда, 100 лимонов – туда. Один хрен: все, что надо потратить - потратим. Советчики нам не нужны. Какой-такой Экспертный совет? Вы что, с дуба рухнули? Мы же не лезем в Ваши дебри анализа сигналов, обработки изображений, систем поддержки принятия решений, систем для реальной помощи врачу и пациенту. Сидите и обсуждайте до бесконечности свои электронные медицинские карты… С финансовыми потоками мы и без вас разбирались, разбираемся и разбираться будем”.
Что и говорить, управлять финансовыми потоками не так просто. Но ведь это не означает, что цены на ИТ-проекты федерального масштаба можно брать с потолка? Есть какие-либо методики обоснования данных цен? Что вы думаете на этот счет?
Во многом код это такой же творческий процесс, как поэзия, художество и пр. Можно прописать досконально алгоритмику будущего проекта, но для этого нужно целое проектное бюро и несколько месяцев его плотной работы, только по описанию проекта, просчету каждого участка. У нас же к сожалению, как можно судить по некоторым проектам решения принимаются от "хочу так", а как это будет ни кого не волнует.
Потом, часто нужно оценить, нет ли иных вариантов решения задачи, скажем использование уже готового решения, в котором требуются косметические переделки, или написание проекта с нуля? Никто такой оценки не проводит.
Поэтому в итоге выходят проекты с баснословными ценами и баснословным количеством "косяков" и багов.
В пример, такого вот проекта можно привести Казначейскую систему Питера, где все бюджетники используют на протяжении уже не одного десятка лет когда-то сляпанную на коленке программку в MS Access. И которая допиливается каждый год и ни как не может выйти в релиз.