НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

О роли личности в ИТ-бизнесе

Стоило в середине января появиться сообщению о том, что легендарный Стив Джобс взял отпуск по состоянию здоровья, как на Франкфуртской фондовой бирже цена акции американской корпорации Apple сразу понизилась на 6,43%: с 263 до 243,16 евро за бумагу. И это при том, что слухи о возможности ухода основателя компании с поста главного руководителя впервые появились ещё в 2004 г., а затем каждый год повторялись.

Данный факт лишний раз говорит о том, что в стоимости бренда любой компании (в том числе, работающей в сфере информационных технологий), удельный вклад имени её руководителя весьма велик. Мне даже приходилось слышать мнения о том, что без харизматичного руководителя ни одна ИТ-компания не может достичь заметных успехов в бизнесе. Впрочем, сложно сказать, что появляется раньше – харизма руководителя или рыночные успехи созданной или руководимой им компании? Вопрос это скорее философский. Типа “Что было раньше – курица или яйцо?”

В списке “Сто наиболее влиятельных персон мира ИТ”, опубликованном в PC Week/RE, № 20/2007, стр. 33, Стив Джобс (лидер сообщества сторонников компьютеров Mac) занимает шестое место. При этом предыдущие пять мест распределяются следующим образом:

1) Сергей Брин и Ларри Пейдж (основатели Google);
2) Тим Бернерс-Ли (изобретатель Всемирной паутины и руководитель проекта "Научные ресурсы для Интернета" (Web Science Resource Initiative) в Массачусетском технологическом институте);
3) Линус Торвальдс (отец-основатель Linux);
4) Ларри Эллисон (генеральный директор Oracle);
5) Стив Баллмер (человек, ныне представляющий Microsoft).

В данном списке (едва ли за последние три года он сильно изменился) Пол Отеллини (Intel) занимает 18-е место, Марк Херд (бывший глава HP) – 24-е, Майкл Делл (пионер в области массового производства и прямых продаж компьютеров) – 45-е, Фил Циммерман (создатель PGP -- программы шифрования электронной почты Pretty Good Privacy) – 62-е, а Дейв Уинер (программист, один из пионеров по размещению в Интернете аудиозаписей (podcast) и разработчик протокола RSS) – 87-е.

Приятно напомнить, что в списке “Сто наиболее влиятельных персон мира ИТ” образца 2007 г. есть четыре труженика пера:

1) Том Фридмен (The New York Times. Автор книги "Плоский мир" (The World Is Flat), положил начало дискуссии о глобализации и роли ИТ в этом процессе, 46-е место);
2) Крис Андерсон (главный редактор журнала Wired и автор книги "Длинный хвост" (The Long Tail), издания по стратегии развития Интернета, 75-е место);
3) Ник Карр (писатель и журналист, автор книги "Что такое ИТ?" (Does IT Matter?), считает, что ИТ превратятся в один из видов бытовых услуг, 91-е место);
4) Джим Коллинз (автор книг и статей по управлению бизнесом, 96-е место).

А ещё в этом списке есть президент Бразилии Луис Инасио Лула да Сильва (сделал свое государство мировым центром по применению открытого ПО и страной, в которой реализуется инициатива "Каждому ребенку -- компьютер", 65-е место). Но это так, к слову.

Тем, кто интересуется историей жизни лидера сообщества сторонников компьютеров Mac, можно порекомендовать книгу “iКона: Стив Джобс” (авторы -- Джеффри С. Янг и Вильям Л. Саймон). В “Прологе” этой книги говорится: “Харизма – исключительный дар, дающийся только избранным, – сложное сочетание привлекательных человеческих качеств. Природа щедро одарила Стива Джобса талантами, в том числе и способностью вдохновлять людей так, как могут делать это только миссионеры и национальные лидеры. Тот, кому посчастливилось побывать на каком-нибудь публичном выступлении Стива (порой длящемся не один час), мог лично убедиться, как увлеченно этот первоклассный шоумен импровизировал на тему технологий – да, может, еще о жизни, какой ее он видит сам”.

Кроме того, некоторые сведения о жизни Стива Джобса можно найти в интереснейшей публикации Ольги Блинковой “ИТ-легенды и их женщины” (PC Week/RE, № 8/2009, стр. 3).

В переводе с греческого слово “харизма” (charisma) означает особую божественную силу, ниспосылаемую человеку свыше. Считается, что наличие у руководителя харизмы делает его труд более эффективным. В то же время судить о том, харизматичен человек или нет, могут лишь люди, его окружающие.

Существуют курсы, бизнес-семинары и дистанционные тренинги, на которых “выращивают” харизматичных руководителей. Есть даже своего рода самоучитель – электронный курс “Харизматичный руководитель”. Так что, если успехи есть, а харизмы нет, то это дело поправимое. Были бы деньги и желание. Сложнее, когда “харизма” (вернее – завышенная самооценка) есть, а успехов нет.