НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

20 лет интернет-экономики в цифрах

То, что интернет и мобильная связь являются сегодня самым мощным драйвером развития не только ИТ, но и всей мировой экономики в целом, стало уже неким общим местом[spoiler] в выступлениях спикеров на самых разных конференциях. Совершенно иначе подобные слова воспринимаются будучи подкреплены цифрами. Об этом заставляет задуматься очередной 20-ый доклад известного эксперта, занимающего ныне пост партнера в инвестиционной компании Kleiner Perkins Caufield Byers, Мари Микер. Она напомнила, что в обзоре за 1995 г. суммарная капитализация первых 15 игроков интернет-рынка составляла 17 млрд. долл., а в 2015-ом она достигла 2,4 трлн. долл., увеличившись в 142 раза. Из указанного топ-листа 1995 г. в нынешнем осталась только одна компания, и это занимающая первую позицию Apple. Правда в 1995г. она стоила "жалкие" 3,9 млрд. долл., а сегодня - 764 млрд. Любопытно, что все 15 лидеров - это либо американские, либо китайские компании. На третьем месте вслед за Google (373 млрд. долл.) торговый и платежный сервис Alibaba (с капитализацией 233 млрд. долл.), на шестом развлекательная социальная сеть Tencent Holdings (190 млрд. долл.), на восьмом поисковик Baidu (72 млрд. долл.). Из американских обращает на себя внимание занимающий 10 место SaaS-провайдер Salesforce (49 млрд. долл.).

Понятно, откуда взялся подобный рост: если в 1995-ом в мире было всего 35 млн. интернет-пользователей (0,6% населения планеты), то сейчас их 2,8 млрд. (39% населения). И если в развитых странах число подключенных практически не растет (в США за последний год +2%), то, к примеру, в Индии он около +33%, а в Китае  +7%. Тем не менее, по общему числу подключенных Китай на первом месте (23% от всей интернет-аудитории Земли), на США приходится 10%. В целом по миру темпы роста этого показателя падают, поскольку наступает время насыщения: в США 84% населения уже подключены к интернету. Существенный вклад обеспечивается широким распространением мобильных устройств: если в 1995-ом ими пользовались 80 млн. человек, то в 2015 г - это число достигло 5,2 млрд. или 73% населения планеты. У 40% обладателей мобильников - именно смартфоны. Темпы роста числа обладателей "умных гаджетов" тоже падают, но пока они достаточно внушительны (+23% в 2014 г.). Люди все больше времени проводят в Сети: если в 2008 г. это было 2,4 ч за день, то сегодня - уже 5,6 ч. Причем, если у пользователей десктопов и ноутбуков  это время стабильно держится на уровне 2,4 ч., то у приверженцев мобильного доступа оно выросло за указанный период с 0,3 ч. до 2,8 ч.

Время, проводимое в интернете пользователями разных устройств (в часах за день)

Разумеется, все это открыло широкую дорогу электронной коммерции и онлайновой рекламе. Годовой объем продаж на сайте Alibaba составил 350 млрд. долл., что втрое больше, чем у Amazon (120 млрд. долл.).

Доля электронной коммерции в рознице США (1998-2014 гг.)

Если же говорить о наиболее популярных способах использования интернета, то это всевозможные варианты коммуникаций и обмена информацией между людьми. Десятку наиболее популярных приложений возглавляет Facebook, за которым следуют WhatsApp , Messenger, Instagram, Line, Viber, Kakao Talk, Clash of Clans, WeChat и Twitter. Отмечается также рост популярности всевозможных занятий, связанных с созданием пользователями интернета собственного контента. Мобильные устройства, подключенные к интернету, становятся универсальными устройствами для решения различных задач. Так, 84% людей в США перешли на получение новостей через мобильные устройства, а не через радио, телевидение и печатные издания. Примерно столько же применяют их в качестве автомобильных навигаторов. Стремительно меняются и модели занятости: в США сегодня 54 млн. человек (34% трудоспособного населения) работают как фрилансеры. Причем лишь 3 млн. из них это пишущая братия, 21 млн. выполняют эпизодические задания по совместительству, а еще 12 млн. берут на себя дополнительные обязанности на своей основной работе.
Митин Владимир
в обзоре за 1995 г. суммарная капитализация первых 15 игроков интернет-рынка составляла 17 млрд. долл., а в 2015-ом она достигла 2,4 трлн. долл., увеличившись в 142 раза.

Интересно отметить, что есть некая граница между интернет-компаниями (то есть компаниями, специализирующимися в основном на онлайн-сервисах) и "классическими" ИТ-компаниями, занимающимися разработкой, дистрибуцией и внедрением разного рода софта, железа, а также оказанием ИТ-услуг. Похоже, когда IDC оценивает емкость российского ИТ-рынка, то принимает во внимание лишь деятельность классических ИТ-компаний. В упор не видя при этом деятельности многочисленных отечественных интернет-компаний...

В свою очередь, РАЭК оценивает деятельность только отечественных интернет-компаний (и интернет-зависимых рынков), совершенно не сопоставляя эту деятельность с деятельностью традиционных ИТ-компаний... :) А ведь это не "параллельные миры", а глубоко взаимопересекающиеся...    
Свинарев Сергей
Да, и самый наглядный пример такого взаимопересечения - позиция в топ 15 такой компании, как Apple.
Правда, не очень понятно, как выделить из суммарной капитализации Apple ту часть, что возникла именно из интернет-сервисов. :o