НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

За данные, хранимые “в облаках”, практически никто не отвечает

Владимир Митин
05.03.2011 21:51:21

Лично я в облачных сервисах разочаровался лет десять тому назад. Правда, в то время такого маркетингового понятия ещё не было. Но суть дела это не меняет. А произошло вот что. После появления в еженедельнике PC Week/RE (№ 21/2002 от 11.06.2002) публикации “Цифровая фотопечать становится всё более доступной” решил я воспользоваться услугами открытого в Москве на проспекте Мира “Фотоцентра.ру”, оборудованного самой современной техникой японской корпорации Konica и рассчитанного на предоставление массовых фотоуслуг: печати как с обычных пленок, так и с цифровых носителей.

Cреди прочего там предлагалась и такая услуга: всего за 10 руб. проявленную пленку можно было целиком оцифровать в формате кадров 384х256 пикселов и разместить в Сети. При этом клиент получал сетевой адрес своего архива на сайте “Фотоцентра.ру” и пароль доступа к нему.

Привлекало то, что на сайте “Фотоцентра.ру” действовала онлайновая система подготовки и размещения заказов на цифровую печать. Правда, для оплаты и получения готовых отпечатков салон необходимо было посетить лично. Кроме того, в этом салоне можно было сфотографироваться на паспорт или иной документ. Доступны были и другие услуги, цифровые результаты которых хранились в “Личном кабинете” клиента. То есть, как сейчас принято говорить, “в облаках”.

Ведь меня, как клиента заведения, открытого под эгидой весьма уважаемой транснациональной компании, cовершенно не интересовало, где физически находится сервер этого фотосалона: в Москве на проспекте Мира, в каком-либо катастрофоустойчивом российском дата-центре, в горах Японии или ещё где. Меня интересовал только результат.

Некоторое время все было хорошо, кроме качества черно-белых фотографий, в которых по технологическим причинам почему-то оказывалось слишком много серо-голубоватого цвета. Причина, как мне пояснили, cостояла в том, что монохромные фотографии печатали на цветных машинах, у которых со временем калибровка цвета начинала куда-то уходить. А регулярная перекалибровка этих машин была экономически нецелесообразна. Но речь сейчас не об этом.

А вот о чем. В один не очень прекрасный день мне срочно потребовалось вывести на печать несколько хранимых “в облаках” jpg-файлов. Однако не тут-то было. Эти (и многие другие файлы) из моего “Личного кабинета” куда-то исчезли. Дозвониться в “Фотоцентр.ру” по телефону не удалось. При личной явке выяснилось, что в результате краха системы хранения данных сервера (где он физически находился, мне так и не сообщили, видимо, сами не знали), часть данных пропала бесследно, а часть удалось восстановить с резервных копий, которые тоже оказались “не совсем целыми”.

Разумеется, мне не возместили ни моральный ущерб, ни материальный. Просто извинились и “принесли соболезнования”. Впрочем, нигде ценность хранимых данных и не декларировалась, а в “Правилах использования сервиса” (как точно назвались эти правила, не помню) было оговорено лишь то, что компания бесплатно предоставляет пользователю определенный объем виртуальной памяти. Если данной памяти клиенту мало, то он за определенную сумму эту виртуальную память может приобрести в том размере, в котором сочтет нужным.

Больше я в “Фотоцентре.ру” не появлялся, так как услуги такого рода стали предлагать многие другие салоны. Причем за значительно меньшие деньги и со значительно лучшим качеством. Услугами одного из таких салонов я пользуюсь уже лет пять или шесть. Фотографии для печати закачиваю туда через Сеть, а готовую продукцию получаю в пункте выдачи, который находится в семи минутах ходьбы от моего дома.

Пропажи фотоархивов из моего “Личного кабинета” в этом салоне пока не наблюдались. Не наблюдал я и пропаж писем из своего “облачного” почтового ящика на Gmail.com. Но веры в надежность данных, хранимых “в облаках”, у меня до сих пор нет. Ведь если в один прекрасный день эти данные исчезнут (целиком или частично), предъявлять претензии будет не к кому. Ведь за данные, хранимые “в облаках”, практически никто не отвечает и никто (даже пользователь соответствующего сервиса) точно не знает, что именно и в каком количестве он в этих “облаках” хранит. О стоимости хранимых данных и их страховании речь, как я понимаю, вообще нигде не идет. Или кое-где идет?

Комментариев: 10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Иван Сергеев
06.03.2011 11:31:22

Облака - просто мечта для спецслужб: по нынешним законам они имеют право на всё, а обоснованность таких прав может мотивироваться как угодно. Эта облачность, похоже, и проталкивается ими, или хотя бы с их молчаливого одобрения. Например, терроризмом, экстремизмом, детской порнографией и педофилией, нацбезопасностью, борьбой с контрафактом, авторскими правами, инопланетянами и даже правами человека: у спецслужб и подведомственных им судов, разумеется, самых независимых в мире, можете не сомневаться, фантазия очень изощрённая, она даст большую фору даже самым извращённым маркетологам и иным казуистам.
Наоборот, свои данные надо прятать как можно надёжнее и иметь в верных местах резервные копии. Для тех идиотов, для которых это дорого, можно заметить: а как насчёт "посидеть" на дорожку? Годков этак на несколько?
Для оперативной работы с данными можно, конечно, использовать вайфай-харды, но сам факт обращения к ним скрыть не удастся: логи предадут, и путём терморектального криптоАНАЛиза это можно будет быстро выяснить. Да, кстати, при внезапной проверке отрубают электричество, где будет проходить обыск, так что и форматирование не прокатит, да и долгое оно, дверь ломается быстрее, а уж окно - тем более.
Но если данные с системой убить вусмерть, то терморектальный АНАЛиз не поможет: надо ведь знать, что спрашивать, а логов-то не будет!
Так что лучше озаботиться применением вот этого:
http://www.ixbt.com/storage/hddterminator.shtml
То, что сейчас законно, через некоторое время может быть страшным преступлением - для будущего "министерства Правды". Например, правдивая история или же просто наука, которая, блин, повышает уровень мышления у людей и они перестают быть легкоуправляемым стадом.
Прибоеподобные прибиватели будут достойной альтернативой облакам.

06.03.2011 15:14:45

Мне очень жаль, но по-моему в этом посте и в комментарии авторы путают понятия "Облачных сервисов" и "Интернет-сервисов".
Каждый Облачный сервис явлется Интернет-сервисом. Но совсем даже не каждый Интернет-сервис является Облачным.

Cloud Computing - стиль разработки и использования информационных технологий (вычислений), при котором динамично масштабируемые ИТ-ресурсы предоставляются через Интернет как сервис

В несколько упрощенной форме можно сказать, что понятие Облачные Вычисления имеют отношения только к корпоративным пользователям. Сервисы для частные пользователи - это не Облака по определению.

Что же касается надежности сервисов... А какой надежности вы хотите за бесплатно и при отсутствии SLA?

06.03.2011 19:59:15

На какие компенсации можно рассчитывать в случае пропажи или утечки данных, доверенных “облакам”?

Андрей!

Не надо разговоры по существу подменять терминологическими спорами и квазинаучными фразами типа “Бывают сны без сновидений, но не бывает сновидений без снов”!

По имеющимся у меня сведениям, в АП КИТ (общественной организации, выражающей и защищающей интересы IT-отрасли) ещё в прошлом году “законодательно” запретили переводить термин Cloud Computing часто употребляемым тобой словосочетанием “облачные вычисления”. Членам АП КИТ (а это почти все заметные на российском рынке ИТ-компании) настоятельно рекомендовано говорить не об “облачных вычислениях”, а об “облачных технологиях”. И это очень правильно и своевременно. Так как сразу расставляет точки над многими i.

Ведь любые технологии можно использовать как в интересах корпораций, так и в интересах частных лиц. Сколько в нашей стране крупных корпораций, сотрудники которых имеют счастье пользоваться истинно корпоративными ноутбуками, имеющими мощные встроенные средства защиты хранимых в них данных? Дай Бог, несколько сотен.

А вот СМБ-предприятий в нашей стране несколько сотен тысяч. Кроме того, есть несколько миллионов ПБЮЛ, занимающих “промежуточное положение” между физическими и юридическими лицами. Рискну предположить, что в большинстве своем сотрудники СМБ-предприятий, и уж тем более ПБЮЛ, свои личные мобильные ПК (т. е. нетбуки/ноутбуки/коммуникаторы, приобретенные за свои кровные) используют не столько для развлечений, сколько для дела.

К чему я это говорю? А к тому, что грань между частными и корпоративными пользователями весьма условна. Поэтому нельзя говорить, что интернет-услуги, связанные с использованием облачных технологий, ориентированы исключительно на корпоративных пользователей определенной степени “крупности” или “крутости”.

Тем, кто интересуется областями применения облачных технологий, рекомендую почитать обзор “Классификация облачных сервисов”, опубликованный в декабре 2009 г. на сайте IT-World.ru. На мой взгляд, этот обзор ещё не устарел.

В этом обзоре есть такие слова: “Размытость определения термина Cloud Computing вызывает необходимость классификации облачных сервисов. По большому счету можно выделить три категории облаков: частные, гибридные и публичные. Частное облако представляет собой внутреннюю инфраструктуру компании, оптимизированную на предоставление сервисов для снижения издержек и повышения производительности техники... Гибридные облака позволяют совместить использование виртуализованных и физически фиксированных мощностей... Публичные облака стали подспорьем сервис-провайдеров, которые предоставляют потребителям услуги, базируясь на виртуализованных мощностях и приложениях. Наиболее известные примеры облачных ЦОД относятся как раз к публичным облакам, на базе которых сервисы могут быть предоставлены любому пользователю”.

Вот так-то: любому пользователю, а не только корпоративному!

Что же касается надежности хранения данных “в облаках” (чему, собственно говоря, и был посвящен мой пост, который г-н Колесов счел необходимым прокомментировать), то проблемы обеспечения этой надежности должны волновать не столько домашних пользователей, сколько корпоративных. А Андрею Колесову, чем затевать очередную бесплодно-терминологическую дискуссию, лучше рассказать народу о том, как поставщики облачных услуг обеспечивают сохранность данных своих клиентов и защиту этих данных как от несанкционнированого доступа, так и от неправомерно санкционированного доступа (о чем говорит наш читатель Иван Сергеев).

Также интересно было бы узнать, на какие компенсации может рассчитывать клиент облачного сервиса, данные которого по тем или иным причинам были утеряны или стали достоянием тех лиц, которым они вовсе не предназначались.

Думаю, Андрею есть о чем рассказать на этот счет. Ведь он посещает огромное количество семинаров, конференций и симпозиумов, на которых рассматриваются различные аспекты облачных технологий. Я же в этом вопросе ориентируюсь лишь на мнения знакомых мне ИТ-специалистов.

06.03.2011 20:46:15

> Думаю, Андрею есть о чем рассказать на этот счет.
Вообще-то, z уже уже много лет рассказываю об этом. И в публикациях, и в устных выступлениях.
И томечу, что посещая мероприятия, но только случаю, и рассказываю них (если доводится случай) про все эти дела. Причем изгалаю именно собственное мнение о проблеме. Вот например, тут Прогноз ИТ-погоды: до полной облачности еще далеко.

Что касается надежности (что в ИТ, что в автомобилях, что еще где), то принцип очень просто: чем дешевле, тем меньше надежность.

Тут все очень точно описал еще Остап Бендер: "Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис".

По поводу "законодательного запрета" на перевод - это интересно. А чей это закон? АПКИТа? О законе, кто-то, кроме членов правления, знает?

08.03.2011 23:11:05

Кстати, давно хотел спросить, да как-то случая не было. Поэтому прошу прощения за офтопик.
А в чем разница между корпоративным и частным пользователями? С сугубо технических позиций, разумеется.
В числе машин? Нет, я знаю конторы, в которых машин меньше, чем в моей домашней сети.
Выполняемыми задачами? Какими-то специальными программами?
Кстати, есть дистрибутив для нетбуков под названием Jolicloud. "Облако" в названии есть, хотя дистрибутив вполне для частного пользователя.

09.03.2011 09:33:26

Дело, как известно, не в деньгах, а в их количестве.

Корпоративный заказчик (не пользователь!) - это много компьютеров.
А количество автоматически переходит в качество.
Классификация MS (возможно, с цифрами я немного ощибаюсь)
Малый бизнес - до 10-15 ПК
Средсний = 15-500 (тут выделяется две категори до 50 и до 500)
Большой > 500

Наше понятие СМБ отличается от "их "SMB". У нас все меньше. Это надо понимать, когда читается по их SMB.

Если говорить о разнице между конечными пользователями, то она такова
частный работает на СВОЕМ ПК, а корпоративный - на чужом.

09.03.2011 09:54:55

Цитата
частный работает на СВОЕМ ПК, а корпоративный - на чужом.


Это какой-то бытовой признак (получается, если я одолжил ноут у соседа, то сразу становлюсь корпоративным пользователем smile:)), а я о технических.
Если я взял в командировку свой личный нетбук для работы, то на этой машине стоит частный или корпоративный софт? За каким компом работает владелец фирмы - за частным или корпоративным? Etc.
Это как раз в тему точности определений smile:).

09.03.2011 10:05:40

На корпоративном ПК я работаю, а не своем - занимаюь хобби.
Отсюда - различия в софте, в требованиях по надежности и пр.

Я думаю, что это вопрос нужно обсудить отдельно. И не сейчас - у меня сейчас "корпоративная работа" горит smile:)

09.03.2011 10:26:58

Цитата
Я думаю, что это вопрос нужно обсудить отдельно.

+1

07.03.2011 11:36:07

Не нужно поминать "облака в суе". Тем более, что в данном примере никаких облаков не просматривается.

> то же касается надежности хранения данных “в облаках”

Надежность хранения в облаках обеспечивается ровно также, как "не в облаках". Она обеспечнивается использование нажежных средств и методов хранения, один из важнейших элементов которого является резервное копирование данных.

> Также интересно было бы узнать, на какие компенсации может рассчитывать клиент облачного сервиса, данные которого по тем или иным причинам были утеряны или стали достоянием тех лиц, которым они вовсе не предназначались.

Это определяется соглашением, которое вы заключили с поставщиком сервиса. Подписка на бесплатный сервис означает, что вы автоматически принимаете условия поставщика. Его нужно читать. И там будет наверняка сказано, что поставщик ни за что не отвечает. И облака тут совершенно не причем, это очевидная общая практика.
Если соглашения нет, то говорить о гарантиях со стороны поставщиква вообще просто смешно.





Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии