Итог “цифрового неравенства” таков: собственный ЦОД (дата-центр, серверная комната и т. д.), быть может, и дороже “облачного” (что, кстати говоря, не факт), но зато надежнее и управляемее.
Позволю себе небольшое “лирическое отступление”. Константин Сергеевич Станиславский в качестве тренинга на снятие напряжения предлагал актерам и всем, кому приходится выступать перед публикой, следующее упражнение: “Встаньте перед спортивным матом и закройте глаза. Представьте себе, что у вас одномоментно исчезли все кости. Тело обмякло и свалилось на пол. После падения перевернитесь на спину и полежите так несколько минут”.
А теперь представьте, что в компании, деятельность которой сильно зависит от облачных технологий, вырубился Интернет. Что произойдет с такой компанией? Примерно то же самое, что и с позвоночным животным, у которого одномоментно исчезли все кости. А что в этом случае будет делать её топ-менеджмент? Скорее всего, станет упражняться в ораторском искусстве с использованием непереводимых выражений, на которые так богат русский язык. Вот тут-то этому топ-менеджменту и пригодится актерский тренинг по системе Станиславского, позволяющий придать речи максимальную достоверность и убедительность.
После публикации моей заметки “За данные, хранимые “в облаках”, практически никто не отвечает” один из адептов облачных технологий стал утверждать, что все дело в пунктах соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), которое определяет количество и качество облачных услуг, предоставляемых пользователю со стороны их поставщика. При этом он упирал на то, что “чем мех дороже – тем он лучше”. Иными словами, стоит заказчику выложить кругленькую сумму, как он тут же получит и необходимую безопасность данных, и необходимую надежность и все, что ему заблагорассудится. Вот только нужна ли будет ему такая услуга за такие деньги?
Да и готовы ли наши телекоммуникационные провайдеры разделить с клиентом его риски, т. е. заключить такое SLA, в котором прописаны не только скорость доступа и предельно допустимое время устранения неисправностей, но и их финансовая ответственность за отключение клиента от Интернета? Глубоко сомневаюсь. А вы знаете примеры таких соглашений?
Очень интересно, о каких конкретных российско-облачных проектах будет рассказано 17 марта в Москве на Первой международной практическая конференции CLOUD RUSSIA 2011. Сведения о некоторых американских облачных проектах можно найти в заметке Сергея Бобровского “Облака или тучи?”.
Что же касается развития наших локальных "облаков", то здесь и в самом деле все очень непросто. Однако, сейчас компании в основных крупных городов (преимущественно крупных, разумеется, таких как Москва, С.-Петербург, Екатеринбург) смотрят на развитие подобного направления вполне здраво и рассматривают существующие возможности для создания облачных сервисов на территории своих регионов. В том числе всерьез задумываются об обеспечении безопасности, как критически важной составляющей данного направления. Пока все еще рано говорить о том, что развитие облачных сервисов в России проходит активно или, наоборот, интерес к нему падает (ближе скорее первый вариант, все-таки). Но совершенно корректно вы отмечаете моменты, связанные с каналами связи, а также ряд законодательных нюансов( но это отдельная история) пока еще негативно влияют на развитие "облаков" как со стороны провайдеров, так и увеличении спроса на подобные услуги со стороны заказчиков.