НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Какие ИТ-компании лучше переживают кризис? Четыре мнения

Видимо, универсального рецепта относительно того, как лучше пережить кризис, нет. [spoiler] В то же время есть некоторые общие тенденции. Предлагаем вашему вниманию четыре мнения о том, кто в кризис чувствует себя не так плохо, как некий среднестатистический игрок ИТ-рынка.

Во время недавней презентации эксклюзивного дистрибьюторского соглашения между RRC и Sugon довелось мне побеседовать с генеральным директором “RRC Россия” Андреем Скворцовым. В процессе беседы, среди прочего, поинтересовался я, как кризис сказался на количестве российских партнеров закупающих у неё оборудование и программное обеспечение. “В этом году количество партнеров нашей компании (системных интеграторов, корпоративных реселлеров и субдистрибьюторов) увеличилось и ныне оставляет свыше 5000, в то время как годом ранее их было около 4500,-- сообщил мне Андрей Скворцов. – Наш опыт показывается, что средние и небольшие ИТ-компании лучше переносят кризис, чем крупные. Некоторые из последних, увы, разорились, оставив за собой достаточно крупные долги”.

Но и с небольшими ИТ-компаниями не все так просто. Осенью этого года генеральный менеджер “Марвел-Дистрибуции” Константин Шляхов отмечал: “Наша партнерская сеть растет – в прошлом году она состояла из 4 тыс. компаний, в этом году их уже стало 4,1тыс. Но это вовсе не означает, что к нам пришли 100 новых партнеров, на самом деле около 1 тыс. ушли, а их место заняли 1,1 тыс. новичков. И, увы, не все компании из этой тысячи полностью рассчитались с долгами, что вынуждает всех дистрибьюторов быть еще более осторожными в финансовых отношениях с партнерами”.

Впрочем, если для грамотно построенной B2B-компании небольшой размер иногда является плюсом и помогает пережить кризис, то для B2C-компании работающей на массовом рынке, в случае возникновения проблем со сбытом небольшие “габариты” чреваты негативными последствиями. Похоже, труднее всего сейчас приходится небольшим розничным компаниям (в том числе тем, в ассортименте которых есть айтишные товары). И дело тут не только в кризисе и сокращении покупательной способности населения, но и в конкуренции со стороны крупных B2C-игроков. Вот что в середине декабря рассказал мне руководитель управления потребительского рынка “Лаборатории Касперского” Сергей Пиккат-Ордынский: “Общий тренд в ритейле -- это консолидация продаж: крупные федеральные сети постепенно перехватывают клиентов у региональной розницы. Это происходит уже не первый год, и на текущий момент большинство продаж в ритейле приходится на крупные сети. В этом тяжелом для потребительского рынка году тенденция не изменилась: федеральные сети чувствую себя увереннее своих региональных коллег”.

Обратите внимание: в условиях нынешнего кризиса крупных ИТ-дистрибьюторов и ИТ-интеграторов также меньше не стало. В чем же секрет живучести ИТ-гигантов?  Вот что говорит на этот счет директор по стратегическому развитию и маркетингу Merlion Денис Мальцев: “Дело не в размере ИТ-компании. И не в профиле её деятельности. Кризис лучше переживают те компании, у которых хорошо оптимизированы операционные затраты. Именно в кризисные периоды проявляются все просчеты, связанные с неоптимальными затратами и неоптимальной бизнес-структурой”. Пожалуй, Денис Мальцев прав. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: “К зиме надо готовиться летом, а к кризису – в “тучные” годы!”. Кто лучше к кризису подготовился, тот в нем и выжил!
Митин Владимир
Лучше всего переживают кризис те компании, в деятельности которых, принимают явное и неявное участие представители власти.
При прочих равных условиях это действительно так
Колесов Андрей
О каком кризисе речь?
Никакого кризиса в стране нет. Есть просто иные, чем еще два года назад условия. Они останутся таким же, как есть.
Кризис можно "пережить", а в новых условиях - нужно просто "жить".
Митин Владимир
Никакого кризиса в стране нет. Есть просто иные, чем еще два года назад условия.
В целом согласен. Возможно, правильнее был бы такой заголовок: "Какие ИТ-компании "въехали" в новую реальность относительно безболезненно?". Тут, конечно, сразу всплывает вопрос о том, что понимать под "относительной безболезненностью" -- cохранение юрлица, сохранение ключевых сотрудников или сохранение уровня рублевых доходов... ? Ведь и "дуба дать" можно "относительно безболезненно". Например, во сне: в нашем случае -- "проспав" (не заметив вовремя) новые тенденции, главная из которых конвергенция отраслей; подробности -- в отчете IBM Institute for Business Value “Раздвигая границы” (Redefining Boundaries).