НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Интерес к облачным технологиям обусловлен неуверенностью в завтрашнем дне

Разговоры об облачных технологиях (Cloud Computing) совсем не случайно активизировались практически сразу после окончания острой фазы нынешнего кризиса перепроизводства – самого глубокого за всю историю капитализма.[spoiler]

На мой взгляд, интерес к этим технологиям в значительной степени обусловлен неуверенностью предприятий в завтрашнем дне и стремлением переложить ряд “ИТ-рисков” на Cloud-провайдеров (поставщиков облачных услуг). В самом деле, вдруг завтра компания разорится и все её затраты на компьютерное оборудование и программное обеспечение просто пропадут. Ведь современный “софт” обесценивается почти также быстро, как и “хард”.

Кому сейчас нужны ноутбуки или ПК трех- или пятилетней давности? Да никому! Пользоваться ими ещё можно, а вот продать удастся разве что за гроши. Про коммуникаторы и сотовые телефоны даже не говорю – они морально устаревают ещё быстрее. Никому не продашь и OEM-версии программного обеспечения.

Какой же ИТ-инфраструктурой в таких условиях пользоваться: облачной или собственной? Это как решать вопрос о том, на чем ездить: на такси или на своей машине? Если “четыре колеса с двигателем” вам нужны часто, то, видимо, предпочтительнее иметь собственный автомобиль со всеми вытекающими отсюда хлопотами (см., например, заметку ДПС-Cloud). Если же машина вам нужна раз в неделю, то предпочтительнее (с точки зрения финансовых затрат), скорее всего, все же такси. Есть и промежуточный вариант: машина своя, а водитель наемный. В последнем случае улавливаете сходство с cобственной ИТ-инфраструктурой, обслуживание которой ведется сторонней организацией?

Ещё К. Маркс говорил о том, что любое развитие идет по спирали. Взять хотя бы часы. Сначала они были общественными (солнечными), но постепенно стали частными (механическими, электронными, смешанными). Заметьте: чисто электронные наручные часы (где время отображается арабскими цифрами в формате чч.мм.cc) не получили особого распространения. А все почему? По простой “психологической” причине: привык человек оценивать время суток не по цифрам, а по положению часовой и минутной стрелки. А привычка, как известно, вторая натура. В то же время, существуют службы точного времени. Как национальные, так и международные. Но вы же не будете каждый раз узнавать время исключительно через Интернет? Хотя такая возможность имеется.

Да, виртуальный компьютер – это хорошо и современно (смотрите заметки Игоря Лапинского с мартовской конференции Cloud Russia 2011). Ещё лучше – аренда "облачного" сервера за доллар в час (см. там же). Но для того, чтобы воспользоваться виртуальным компьютером или виртуальным сервером, в любом случае нужен достаточно интеллектуальный и вполне реальный "экран" (физический настольный или мобильный ПК, планшет, коммуникатор, смартфон и т. д.). Кроме того, нужны надежные и дешевые каналы связи. А с этим у нас пока дела обстоят, увы, не очень хорошо.

Споры о том, за какой ИТ-инфраструктурой будущее -- собственной или облачной – не имеют никакого смысла. Это как спорить о том, за каким видом транспорта будущее: личным или общественным? На практике непрерывно и параллельно cовершенствуются все средства передвижения. Чем хуже работает общественный транспорт, тем больший интерес проявляется к личному. И наоборот.

И нельзя обсуждать средства передвижения вообще (а именно в таком ключе сейчас чаще всего обсуждаются облачные технологии). Можно говорить лишь о конкретных видах транспорта – водном, воздушном, наземном и так далее. А ещё лучше – о ещё более узких видах этого транспорта: к примеру, об автомобилях для езды по городу, где событием является отсутствие пробок, а не их наличие.

Ведь известно: чем шире проблема, тем дольше о ней можно говорить. Но разговоры эти, как правило, беспредметны. И проку от них нет практически никакого. Разве что некий пиар для участников обсуждения. И повод собраться, дабы в кулуарах поговорить о вполне конкретных вещах.

И ещё раз об отличии онлайновых услуг от облачных: в первом случае вы ловите такси путем поднятия руки или звонка по телефону, а во втором – заключаете с таксопарком договор с вполне определенным уровнем обслуживания (SLA, Service Level Agreement). Но если у вас есть силы, деньги, немного cвободного времени и уверенность в завтрашнем дне – приобретайте собственный автомобиль (то-бишь, обзаводитесь надежной собственной ИТ-инфраструктурой). По данным ФНС, в 2009 г. в нашей стране у 20 млн. физических лиц находилось в собственности около  29 млн.  единиц транспортных средств. Последняя цифра соизмерима с количеством действующих в нашей стране ПК. По некоторым оценкам, в минувшем году общий компьютерный парк нашей страны cоставлял от 35 до 40 млн. штук.

Еще Илья Ильф как-то заметил: “Вот уж и радио изобрели, а счастья все нет”
Также и с облачными технологиями... Да, все плохо, но не до такой степени, как может показаться...
Колесов Андрей
Как раз это не стоит разделять. К тому же теория уже давным давно известна. Интересна ее реализация на практике.
Лапинский Игорь
Вот с тем, что сейчас самое интересное -- это практические реализации, абсолютно согласен. Но тогда уж нужно конкретно -- о крупном предприятии речь или СМБ, о частном облаке или публичном и т. д.
Ольга Блинкова
Трудно сказать, к чему больше тяготеет человек -- к своему личному, или к общественному. Что лучше -- домашний кот или городской зоопарк? Собственная кухня или кафе?

Видимо, главное в этом -- наличие выбора!