В 2014 году объем российского рынка ИТ-услуг и ИТ-аутсорисинга не изменился по отношению к 2013 году. Спрос на услуги сохранялся среди промышленных предприятий, ритейла и госсектора, тогда как сырьевые компании сократили свои ИТ-бюджеты в связи с падением цен на нефть.

По данным аналитического центра TAdviser Report, объем российского рынка ИТ-услуг, включая услуги ИТ-аутсорсинга, по итогам 2014 года составил 286 млрд рублей. По сравнению с 2013 годом этот показатель не изменился.

ИТ-услуги в методологии TAdviser Report включают внедренческий консалтинг, системную интеграцию, установку и поддержку оборудования и ПО (ИТ-аутсорсинг).

Ранкинг российских компаний, предоставляющих ИТ-услуги, по итогам 2014 года возглавил «Техносерв». По итогам 2014 года выручка этой компании от направления ИТ-услуг превысила 35,1 млрд рублей. Помимо «Техносерва» в Топ-5 также вошли: «Ланит» (30,8 млрд руб.), «Энвижн» (15,4 млрд руб.), «Крок» (14,3 млрд руб.) и Maykor (10,9 млрд руб.).

Наибольшая динамика год к году прослеживается у компании Softline — 136%.

Кризис — это палка о двух концах. С одной стороны, компании включают режим экономии, стараются по максимуму справиться с задачами сами. С другой стороны, кризис способствуют развитию, оптимизации, поиску более эффективных схем и механизмов обслуживания ИТ-инфраструктуры, установлению нужного баланса между стоимостью ИТ-сервисов и их качеством и надёжностью.

До кризиса ряд крупных иностранных компаний, имеющих в России собственные представительства, традиционно придерживались следующей схемы работы: они заключали централизованный контракт с крупным иностранным интегратором, который осуществлял поддержку оборудования или системы разработчика. Действие контракта распространялось по всему миру, в том числе на Россию. После резкого скачка курса американского доллара, платежи в этой валюте стали непомерно высокими для многих в России. Несмотря на девальвацию евро по отношению к доллару, платежи российских клиентов в европейской валюте также стали заметно дороже.

«В новых условиях российскому офису западного вендора пришлось искать альтернативный вариант в лице местного интегратора, имеющего достаточные компетенции для замены западного», — отметил Никита Дергилев, директор по сервису и аутсорсингу компании «Техносерв».

Изменилась ситуация и с российской стороны. Например, российские банки, телеком-операторы, крупные промышленные предприятия до кризиса предпочитали работать по прямым контрактам с западными вендорами, получая техническую поддержку и услуги. Еще совсем недавно западные производители выступали на местном рынке как прямые конкуренты для российских интеграторов. Сейчас крупный бизнес развернулся в сторону российских интеграторов и предлагает им масштабные задачи, стремясь получить необходимые услуги в прежнем объеме, но и при прежнем уровне финансирования проектов.

«Чтобы достичь такого результата компании идут на менее жесткие условия при заключении контракта. Новый подход со стороны бизнеса дал российским интеграторам больше свободы. У них появилась возможность искать решения и добиваться нужного качества предоставления услуги», — считает г-н Дергилев.

Запросы к поставщикам ИТ-услуг сейчас затрагивают не только ожидаемые клиентом ИТ-инфраструктуру и технический уровень услуги, они в большей степени ориентированы на бизнес-эффект. «Об этом говорили давно, но еще год назад эта тенденция не была настолько явной. Теперь же можно говорить о смещении акцентов в сфере техподдержки и ИТ-аутсорсинга как о свершившемся факте», — уверен Владимир Турлачев, руководитель направления ИТ-аутсорсинга и технической поддержки Softline.

По мнению Андрея Гешеля, директора сервисного центра компании «Инфосистемы Джет», преимущество ИТ-аутсорсингового партнёра заключается в надежности: «Собственные сотрудники могут начать массово увольняться в случае, если работодатель не готов повышать им зарплату, а в кризис он, как правило, совсем к этому не готов».

Наибольший спрос на ИТ-услуги и ИТ-аутсорсинг в 2014 году наблюдался со стороны промышленных предприятий. Это объясняется желанием компаний нарастить выпуск отечественной продукции в эпоху санкций, и, собственно, мощности самих предприятий. Госсектор в 2014 году также усиливал свои позиции как главного драйвера ИТ-услуг.

Однако использование ИТ-услуг зависит в первую очередь не от специфики деятельности организации, а от ее экономического положения. Например, заказчики, которых кризис обошел стороной, наращивали потребление ИТ-услуг, зачастую меняя требования к KPI и ставя новые задачи. В то же время, предприятия топливно-энергетического комплекса из-за падения цен на нефть заморозили инвестиционные бюджеты, в рамках которых реализовывались ИТ-проекты.

Не все заказчики смогли переориентироваться в 2014 году с платформ зарубежных вендоров на отечественные, и поэтому продолжали рассчитываться за сервисы в долларах или евро. Такая ситуация может измениться в 2015 году.

В 2014 году предприятия активно использовали сервисную модель при интеграционных процессах, в разработке мобильных приложений, техническом аудите, расширенной технической поддержке и т.д. TAdviser Report констатирует, что «проактивная» модель оказания услуг выходит на первый план, в то время как реагирование по факту поломки перестает устраивать заказчиков.

В 2015 году рынок поддержат «расконсервирвоанные» проекты, замороженные ранее. Тем не менее, по итогам года TAdviser Report ожидает отрицательную динамику на уровне 8,5% в рублях. Это связано с тяжелым первым полугодием, которое многие заказчики потратили на адаптацию под новые условия, пересмотр бюджетов и смещение приоритетов в пользу более дешевых услуг, не требующих масштабного реинжиниринга процессов.

В 2015 году предприятия хотят получить качественные ИТ-услуги за меньшие деньги, чем это было, например, в 2013-2014 гг. Обостряющаяся конкуренция на рынке предоставления ИТ-услуг, вероятнее всего, приведет к значительному улучшению качества при незначительном снижении стоимости.

Второе полугодие можно назвать оттепелью для рынка ИТ-услуг. «С середины года стартовал целый ряд проектов, на которые и наши клиенты, и мы, как поставщики комплекса ИТ-услуг, возлагаем большие надежды», — отметила Олеся Лачугина, руководитель управления маркетинга корпорации «Галактика».

Тем не менее, роста по итогам 2015 года не ждет никто из опрошенных TAdviser экспертов.

Пресс-релиз

Версия для печати