IDC подвела итоги I квартала 2017 года на российском рынке мобильных телефонов. С января по март 2017 года в Россию поставлено 8,438 млн мобильных телефонов — это почти на 17,5 % выше, чем в первом квартале прошлого года.
«Рост средней цены продаваемых смартфонов стал для нас главным сюрпризом, — прокомментировала Наталья Виноградова, старший аналитик IDC Россия. — Он составил $208, и это на сорок долларов больше, чем в последнем квартале 2016 года».
«Хотя в отчетах Госкомстата реальное восстановление общей величины потребительских расходов в России пока не отражено, похоже, потребители снова тратят больше денег на покупку смартфонов, — утверждает Саймон Бейкер, руководитель программы исследований рынка мобильных телефонов, IDC CEMA. — После ослабления рубля в конце 2014 года цены на смартфоны на базе Android на российском рынке были в среднем ниже, чем в других странах Центральной и Восточной Европы, поскольку потребители продолжали интересоваться смартфонами той же ценовой категории в рублях, что и до кризиса. Сейчас ситуация изменилась».
Еще одним признаком восстановления рынка после валютных потрясений стал тот факт, что доля телефонов LTE снова начала расти, хотя на протяжении трех предыдущих кварталов оставалась неизменной. Сейчас этот стандарт поддерживают две трети телефонов, продаваемых в России, и он постепенно становится «новой нормой». Простые кнопочные телефоны по-прежнему пользуются спросом, и эта тенденция прослеживается во всем мире, так что забвение им не грозит.
В первом квартале наблюдались существенные изменения в положении поставщиков на рынке мобильных устройств. Популярность Huawei стремительно растет; особенно это относится к бюджетному бренду Honor, который в России уже готов соперничать с самим брендом Huawei. Среди прочих китайских брендов неплохое положение в сегменте начального уровня занимают смартфоны ZTE Blade, но Lenovo теряет позиции. В первом квартале доля этой компании составила менее одного процента, в то время как на пике популярности, в третьем квартале 2015 г., составляла 18 %. Более раскрученные бренды в целом набирают обороты, в то время как ориентированная на российский рынок продукция Fly и товары региональной сети магазинов электроники DEXP в последнее время испытывают трудности.
В верхнем сегменте рынка по-прежнему доминирует Apple. Достойную конкуренцию ей составила только компания Samsung: дорогие телефоны Samsung 7 и 7 Plus прекрасно продаются в России, как продавались и более ранние модели 6 и 6 Plus, но, по словам г-жи Виноградовой, объемы продаж начинают снижаться. К категории «премиум» также относятся некоторые модели Sony Xperia, например, Z5, и Huawei P10, но первенство Apple остается несокрушимым. Чемпионом продаж среди устройств Apple стал iPhone 7, потеснив модели 6S, а импорт более дешевых моделей SE несколько сократился.
Но г-н Бейкер, подводя итог, выразил некоторые опасения: «Во втором квартале прошлого года мы уже наблюдали определенное движение в сторону более дорогих телефонов, когда курс рубля резко вырос. Но эта надежда оказалась ложной. Цены на нефть продолжают колебаться и могут снова упасть, а с ними упадет и рубль. Но мы точно можем быть уверены в том, что золотые дни высокого обменного курса вернутся не скоро, и российский рынок мобильных телефонов останется рынком с очень высокой ценовой конкуренцией по сравнению, например, с Западной Европой».