По данным hh.ru российский рынок ИТ-вакансий в целом упал на 9%. Сильнее других просел спрос на мобильных разработчиков — по данным «Технократии» спрос на mobile-разработчиков упал на 24%. В этом тексте постараемся выявить причины такого падения.

На рынке труда сохраняется дефицит разработчиков: hh.ru сообщает, что спрос на ИТ-специалистов в H1 2023 сократился на 9%, а количество размещенных вакансий увеличилось на 11%. Спрос на мобильных разработчиков также упал — падение составило 24%. Для сравнения, спрос на backend- и frontend-разработчиков также снизился на 4% и 15% соответственно.

Падение спроса на мобильных разработчиков можно связать с несколькими факторами. Введение ограничений для российских разработчиков со стороны Apple и Google — с прошлого года действует запрет на обновление и публикацию платных приложений в AppStore и Google Play, а также были удалены приложения компаний, попавших под санкции. Например, сейчас невозможно установить банковские сервисы через магазины приложений. Исход с российского рынка иностранных компаний, которые занимались наймом мобильных разработчиков на территории России. В ноябре 2022 года глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что почти все иностранные ИТ-компании ушли с российского рынка.

Бизнесу в высокой степени нужны опытные разработчики уровня senior и middle. В ряде стеков спрос на младших специалистов на порядок ниже, чем на опытных. Это связано с тем, что бизнес закрывает потребности в junior-разработчиках через стажировки, а также при помощи сотрудничества с образовательными площадками, вроде вузов и edtech-компаний.

Большая четверка российского бигтеха (Сбер, Яндекс, Тинькофф и VK) стабильно лидируют по количеству размещенных вакансий. При этом на топ-10 компаний, которые размещают вакансии для мобильных разработчиков, приходится 27% всего рынка вакансий. На топ-50 компаний приходится 46,5% рынка, на топ-100 — 58% рынка.

С июня 2022 года маркетинговые и HR аналитики Технократии собирают данные о количестве открытых вакансий для ИТ-специалистов с самого крупного сайта для поиска работы в России — hh.ru. Данные собираются при помощи разработанного парсера, который получает информацию через публичный API hh.ru.

Парсинг ведется по ключевым словам, которые рекрутеры указывают в заголовках и описаниях вакансий. Такой подход позволяет отсеять нерелевантные вакансии, которые могли бы попадать в подборку, если бы данные собирались в ручном режиме через поиск на hh.ru. Это помогает понять ситуацию не только по грейдам, но и по стекам используемых технологий, поэтому в нашем исследовании выделены отдельно нативные разработки (Swift для iOS и Kotlin/Java для Android) и разработчики кросс-платформы (Flutter и React Native).

Информацию по грейдам в вакансиях учитывали, только если наименование грейда указано в названии вакансии.

В API hh. ruесть особенность фильтрации компаний по отраслям бизнеса, из-за которой могут возникнуть вопросы к формированию когорт. Например, по внутренней фильтрации компания Okko считается компанией, которая занимается услугами в сфере «Маркетинга и PR».

Главной целью этого исследования было изучение реакции бизнеса на турбулентность 2022-2023 г. г. в разрезе мобильной разработки, поэтому в этом тексте не будет сравнения количества вакансий с количеством размещенных резюме.

События 2022 года дали понять, что разработка мобильных приложений для российского рынка будет затруднена. Было несколько случаев того, как Apple и Google удалили из своих магазинов приложения российских компаний. По данным аналитической компании Sensor Tower, с 24 февраля по 14 марта 2022 года только из российского сегмента App Store было удалено почти 7000 приложений. Сильнее всего от этого пострадала сфера банкинга — теперь напрямую из магазинов приложений нельзя загрузить приложения Сбера, Альфа Банка, Тинькофф, ВТБ и многих других банков.

Такая ситуация не могла не сказаться на найме мобильных разработчиков. Количество вакансий для мобильных разработчиков с июня 2022 года сократилось на 20,5% для Android-разработчиков и на 29,9% для iOS-разработчиков.

Ограничения для российских издателей приложений в меньшей степени затронули платформу Android — эта операционная система с открытым исходным кодом, которая предусматривает возможность установки приложений из сторонних источников и магазинов. Например, приложение «Сбербанк Онлайн» для android-смартфонов можно скачать напрямую с сайта банка. VK при поддержке Минцифры запустил магазин приложений RuStore, который предустанавливается на смартфоны таких производителей, как Techno, Xiaomi, Vivo и других.

Более сильное снижение числа вакансий для iOS-разработчиков обосновывается тем, что операционная система iOS, в отличие от Android, является закрытой. Для экосистемы Apple, пока, не предусмотрена установка приложений от сторонних источников, хотя инсайдеры уже долгое время сообщают о том, что Apple пойдет на уступки регуляторов и реализует установку сторонних приложений в обход своего магазина.

Если сравнить количество вакансий для мобильных разработчиков с другими стеками, то для backend и frontend разработчиков также стали публиковать больше вакансий — их количество сократилось на 4% и на 15% соответственно.

Но при этом доля вакансий для мобильных разработчиков в общем массиве начала стабилизироваться только с началом 2023 года — январь стал рекордным по росту доли мобильных разработчиков (24,5%), а также первая половина года в целом показывала рост. Это может быть связано с тем, что с началом нового года компании запустили в работу мобильные продукты, для реализации которых потребовались iOS и Android-разработчики.

Не случилось взрывного роста интереса к кросс-платформенной разработке на Flutter и React Native — основным плюсом написания приложений на этих фреймворках является экономия ресурсов, так как используется общая кодовая база, которая работает на обеих платформах. Такой подход позволяет сэкономить на разработке от 30% до 50%, но такое решение является компромиссом, так как кросс-платформенные приложения работают не так хорошо, как приложения написанные на нативных решениях. Поэтому часть бизнеса используют кросс-платформу для внутренних продуктов, которые используются для решения задач внутри компании.

Для кросс-платформы также наблюдается годовое падение: количество вакансий для Flutter-разработчиков просело на 10%, а React Native — разработчиков на 34%. Хотя с начала 2023 года на рынке кросс-платформы наблюдается тренд на рост количества вакансий.

«В условиях нехватки ресурсов и затяжного кризиса бизнес должен резать косты и фокусироваться на одной части продукта, возможно это был web. Многим компаниям не нужны мобильные приложения, достаточно мобильного web-а. На middle-senior разработчиков, которые готовы сразу ворваться и помогать бизнесу был дефицит последние пять лет. Поэтому конкуренция на них была больше и отсюда рост зарплат. Бизнесы у которых все отлажено могут быть просто на поддержке. Им не требуется большое количество разработчиков», — отметил Артем Асоян, эксперт в области мобильной разработки.

Интересно сравнить эти данные с «Индексом цифровизации отраслей экономики и социальной сферы», который ВШЭ представила осенью 2022 года. Например, строительная отрасль считается аутсайдером по индексу ВШЭ, но в этом рейтинге найма девелоперы занимают крепкую середину.

Давайте подробнее рассмотрим снижение количества вакансий среди iOS-разработчиков в разрезе сфер бизнеса (для наглядности мы выделили топ-3 сферы бизнеса, которые размещали вакансии активнее других). Сильнее всего в численном количестве просела разработка в сфере «Информационные технологии»: падение составило 38% АППГ.

Если сравнивать соотношение количества вакансий к числу компаний, которые эти вакансии размещают, то весь год оно держится на уровне 2.5 вакансии на компанию. Хотя и за год число компаний, размещающих вакансии для мобильных разработчиков упало на 15% — это может быть связано с тем, что с российского рынка ушла часть иностранных фирм.

В ноябре 2022 года глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что почти все иностранные ИТ-компании ушли с российского рынка, что не могло не сказаться на количестве размещенных вакансий.

Если рассмотреть рейтинг самых нанимающих компаний, то топ-4 стабильно занимает четверка российского бигтеха: Сбер, Тинькофф, VK и Яндекс. Во втором полугодии к ним смогли приблизиться МТС и Aston.

Сильный прорыв в среднем количестве размещенных вакансий смогли сделать 2ГИС, Maxim Technology, Иви и Иннотех. В целом на первую десятку рейтинга компаний приходится 27% всех вакансий, на топ-50 компаний — 46,5%, на топ-100 — 58% вакансий.

При сборе данных были учтены грейды, которые указывались в названии и описании вакансий. Спрос на senior-разработчиков традиционно высокий — практически во всех сферах бизнеса «синьоры» самые желанные кандидаты.

Но при этом большинство размещенных резюме составляют представители грейда Junior. Но войти в ИТ с каждым годом становится все сложнее — по данным hh.ru о рынке ИТ-вакансий в целом в июне 2023-го на одну вакансию больше шести резюме, в июне 2021-го было порядка трёх.

Объяснить высокий спрос на опытных разработчиков можно тем, что поставленные работодателями задачи требуют высокого уровня знаний, а времени и ресурсов на обучение и развитие специалистов у бизнеса просто нет. Количество открытых позиций для Junior-разработчиков — это, скорее всего, открытые стажировки, в рамках которых компании взращивают и трудоустраивают специалистов, необходимых для цифровой экономики.

«Есть три причины снижения количества вакансий для джунов и увеличения спроса на сениоров. Первая: отъезд опытных специалистов за рубеж и сокращение их доли в России. Вторая: „отключение“ удаленных сотрудников, которое часто трактуется вопросами информационной безопасности. Третья: импортозамещение, для которого нужны опытные специалисты, чтобы в короткий срок заместить иностранный софт. Компаниям нужно получить результат как можно быстрее, при этом не потратить лишнего. У компаний нет времени взращивать людей и инвестировать в долгосрочные проекты, которые дадут профит через несколько лет», — прокомментировал Игорь Котов, директор по производству в «Технократии».

К тому же, бизнесу проще не нанимать младших специалистов с рынка, а готовить их для себя еще на этапе образования. Этот тезис подтверждает интерес ИТ-бизнеса к образованию — часть компаний напрямую сотрудничают с вузами и открывает свои образовательные программы и курсы, часть работает с edtech-компаниями или даже запускают свои edtech-продукты (например, Яндекс.Практикум), а отдельные компании открывают свои университеты, как это сделал в этом году банк «Тинькофф». Это объясняет такой сильный разрыв в количестве открытых вакансий для начинающих и опытных специалистов.