ИТ-лидеры подошли к тому переломному моменту, когда предприятия превратились из медленно движущихся паровозов в скоростные локомотивы, пишет на портале InformationWeek CEO BetterCloud Дэвид Пэлайтис.

Речь о том, что за последние годы компании вошли в эру интенсивных инноваций: продолжается внедрение разного рода облачных проектов, включая SaaS, проводится модернизация инфраструктуры и бизнес-инструментов.

Все сводится к тому, что предприятия претерпевают трансформации, которые меняют привычный уклад ведения бизнеса. Каждый год приносит сотни новых продуктов, разворачиваемых в облаке лидирующих облачных провайдеров, гиганты типа Google, Slack и Box постоянно изобретают новые способы, как повысить продуктивность труда и взаимодействие между сотрудниками.

Казалось бы, новые продукты, направленные на сокращение ручного труда и достижения максимального результата, должны были бы упростить жизнь ИТ-директорам и их командам, однако это не так. Они сталкиваются с растущим давлением, поскольку им приходится обеспечивать работоспособность и безопасность данных в условиях повсеместного проникновения за периметр предприятия множества разнородных прикладных систем, укладываясь в рамки выделенных бюджетов. Между тем угрозы безопасности — внутренние и внешние — растут с угрожающей скоростью. Головной боли ИТ-персоналу добавляет европейский закон о защите персональных данных GDPR, порождающий коллекцию уникальных задач для компаний, работающих в глобальном масштабе. Подобные проблемы выводят из ИТ-службы предприятий тактическую составляющую, превращая ее в стратегически значимую единицу бизнеса.

Однако роль ИТ во многом продолжает оставаться недооцененной. Это представление о нем складывалось десятилетиями, где ИТ отводилась роль вспомогательной службы, своего рода «узкого места», которое еще и выкачивает средства на свое содержание. Пришло время изменить это представление. Компании, понимающую ценность ИТ, первыми приступят к внедрению цифровых процессов с минимальными затратами и растущим доходом.

Смена мышления — обязательное условие

Правда заключается в том, что практически каждая компания хочет стать технологической, то есть обладать большим количеством приложений для автоматизации деятельности, платформами, оперировать значительным объемом данных. Соответственно, для управления каждым из этих компонентов нужно приложить немалое старание, поскольку от них зависит, будет ли компания генерировать доход или же начнет терять деньги. Внутри организации есть только одно подразделение, которое может просчитать все риски — ИТ.

Возьмем, к примеру, Ford — компанию со 115-летней историей, которая сейчас начала смещать акцент от чисто автомобильного бизнеса в сторону технологий и ПО. Автогигант активно инвестирует в робототехнику и разработку ПО, наделяя их необходимой гибкостью. По словам директора по маркетингу компании Марси Клеворн, Ford двигается к намеченным целям — расширению возможностей ИТ и изменению своей корпоративной культуры.

Сходный курс выбрала американская сеть супермаркетов Kroger, правда ее сдвиг навстречу технологиям состоялся раньше и уже приносит плоды. В этом году сеть при участии своей ИТ-команды основала инвестиционную компанию Sunrise Technologies. На последнюю возложена коммерциализация технологии, которая привела Kroger к успеху. Этот пример показывает, как компания, вставшая в свое время на цифровые рельсы, может создавать новые потоки доходов.

Курс на цифровизацию держит и Yamaha. Как говорит ее ИТ-директор, компания занимается перефокусировкой ИТ, чтобы выйти на новые уровни «в погоне за новыми источниками дохода».

Цифровизацию осваивают такие фармацевтические гиганты, как Sanofi. Компания выпустила глюкометр, который передает данные измерений на смартфоны лечащих врачей.

Будни ИТ-специалиста: суровая реальность

Из-за сложившихся стереотипов ИТ-специалистам отводится второстепенная роль. В кино и на телевидении они изображаются неуклюжими, угрюмыми и замкнутыми личностями, готовыми встряхнуться лишь в ответ на технические запросы. В этом есть только доля правды, но это не помешало общественности придать образу айтишника негативный оттенок. Отчасти именно потому многие в компаниях воспринимают их как «необходимое зло», которое существует исключительно для «регулировки освещенности».

Нужно заметить, что этот негативный флер преследует ИТ по двум причинам. Первая из них заключается в том, что рентабельность этой службы сложно установить. Несмотря на то, что измерить ценность инвестиций в технологии пытались многие компании, продемонстрировать их окупаемость удавалось лишь малой части. В результате ИТ видятся как средоточие затрат, а не источник получения прибыли. Вторая причина: многими ИТ-отдел рассматривается как «коммунальная» служба, правда, они забывают, что без ее услуг предприятие может встать. ИТ-специалисты решают массу рутинных вопросов: устраняют технические неполадки, консультируют пользователей, выполняют много другой работы, требующей ручного вмешательства. Неудивительно, что ИТ-департаментам попросту не хватает ни времени, ни бюджета для разработки дорогостоящих стратегий и ИТ-инноваций.

Второстепенная роль ИТ: чем это чревато?

Не уделяя должного внимания ИТ, каждое предприятие должно понимать, что оно подвергает себя рискам и одними из самых опасных являются риски безопасности. Скажем, если у какой-то компании имеется команда ИБ, она все равно будет полагаться на ИТ для настройки политик реагирования на угрозы. Отдельным пунктом идут «теневые» ИТ. Под ними подразумевается совокупность персональных клиентских устройств с набором приватных приложений. Если ИТ-слжуба не будет за ними надзирать, то они могут превратиться в настоящий технозоопарк, который будет несанкционированно подключаться к корпоративной сети.

Проблема «теневых» ИТ стала более актуальной с расширением применения облачных приложений, которыми можно легко и недорого воспользоваться так, что в ИТ-департаменте об этом не узнают — в обход процесса проверки SaaS на соответствие корпоративным политикам безопасности. И это только вершина айсберга. Отчуждение ИТ в какой-либо форме ударит по продуктивности сотрудников, поскольку они полагаются на ИТ-механизмы. Последние — это скорее собирательный образ из всего, что требуется для работы начиная с электронной почты и заканчивая коммуникационными инструментами.

ИТ — это основа продуктивности бизнеса. Непонимание значимости ИТ подвергает компанию серьезным рискам, и это нужно усвоить. Соответственно, у ИТ-подразделений должны быть ресурсы — инструменты и бюджет — для выполнения работы. Также важно знать, что ослабление ИТ снижает возможности поиска и овладения будущими денежными потоками.

Что нужно делать

Технологии меняются как в калейдоскопе, и хотя Ford и Kroger своим примером показывают, как на этом сыграть, их истории успеха весьма немногочисленны. Реальная картина такова, что подавляющее число предприятий отводит ИТ вспомогательные роли, и это чревато реальными проблемами для бизнеса. Отвернувшись от ИТ, компания не только начнет замедлять ход, но нанесет удар как по производительности труда, так и по безопасности. ИТ доросли до той стадии, когда с ними уже пора считаться. Проницательные руководители выделяют своим ИТ-командам под проекты богатые ресурсы, повышая тем самым их статус в организации. Очевидно, что без сплоченной, уверенной в своих силах ИТ-команды цифровая трансформация невозможна.

Версия для печати (без изображений)