Цифровая трансформация проникает во все отрасли нашей жизни, и промышленное производство не является исключением. Однако процессы цифровизации в этой сфере экономики имеют свои особенности.
По мнению старшего аналитика Forrester Research Пола Миллера, высказанному им на портале ZDNet, чтобы выживать в современных условиях волатильного рынка, традиционным промышленным гигантам нужно быстрее двигаться вперед. Хотя зачастую промышленные предприятия используют цифровизацию в первую очередь для повышения эффективности существующих производственных процессов, ее реальные возможности простираются гораздо шире. Цифровая трансформация может открывать пути к созданию более устойчивых и взаимовыгодных связей с заказчиками, позволяя адаптировать работу предприятий и характеристики выпускаемых продуктов к меняющимся потребностям покупателей.
Заводы, электростанции, логистические компании и транспортные предприятия десятилетиями используют данные от машин и оборудования. Идея соединения в формате Интернета вещей для них не нова. Но эта соединяемость в основном была проприетарной и носила локальный и операционный характер. Диспетчерский персонал имел доступ к определенным данным о работе контролируемых машин, но в масштабе предприятия эти данные были слабо интегрированы, а бизнес-менеджеры практически не могли видеть и использовать получаемую информацию.
Сегодня, когда во многих отраслях идет процесс цифровизации для привлечения, обслуживания и удержания клиентов, мириться с этой ситуацией уже нельзя. И крупные поставщики производственного оборудования — от ABB, Bosch и General Electric до Hitachi, Schneider и Siemens — набирают темпы в цифровизации своего бизнеса, производства и выпускаемой техники. Они вкладывают миллиарды, приобретая компании для вливания кадров разработчиков ПО, которых им недостает, и формируют команды для цифровизации продуктов, процессов и производственных отношений.
Этим крупным поставщикам производственных мощностей ясна необходимость перемен. Они понимают, что сегодня надо приспосабливаться и что десятилетий завоеванной большим трудом высокой репутации в создании мощной техники уже недостаточно. Ныне они должны встраивать эти машины в цифровую экосистему, включающую в себя более тесные и более регулярные взаимодействия с поставщиками, партерами и покупателями.
Все инвестируют время, деньги и старания в перемены. Этот переход не является простым или гладким, о чем, в частности, говорят последние сообщения о финансовых проблемах GE. Но он необходим, и он уже происходит.
Если говорить о более мелких компаниях, являющихся поставщиками или покупателями для этих промышленных гигантов, то их проблемы (как, впрочем, и потенциальные возможности) намного крупнее. Для них немыслимо потратить миллиарды на софтверную компанию типа Mentor Graphics или Pentaho. Для них является несбыточной мечтой создать роскошные цифровые лаборатории в солнечной Калифорнии. Но и им тоже надо меняться.
Исследованию происходящего сдвига был посвящен недавний отчет Forrester «From Grease To Code: Industrial Giants Bet Their Future On Software». В нем анализируются отраслевые гиганты с их промышленными IoT-платформами, но также рассматриваются компании, пытающиеся понять, как задействовать, интегрировать и выгодно использовать открывающиеся новые возможности. Почти все, с кем контактировали аналитики, фиксируют внимание на операционных преимуществах таких вещей, как диагностическое техобслуживание на базе IoT.
Этот фокус понятен, поскольку достигаемый на этоv пути эффект обычно можно легко описать и измерить, проблемы ясны, а круг лиц, которые принимают решения и с которыми надо проводить совещания, четко очерчен и сравнительно невелик. Однако ограничиваться постепенным улучшением существующих процессов является огромной ошибкой. Гораздо важнее взглянуть на вещи шире, охватывая все заинтересованные стороны и разные системы и пытаясь сформировать реальную картину того, как будет выглядеть трансформированная версия бизнеса, вооруженного IoT и возможностями цифрового мира и управляемого инсайтами. Но конечно богатый цифровой опыт не заменяет хорошо сконструированный высококлассный автомобиль или надежное промышленное оборудование — он все это дополняет.