Как вести устойчивый бизнес при нынешних темпах революционных технологических перемен, и что для этого должны делать ИТ-лидеры организаций? Эту тему обсуждает на портале InformationWeek Крис Поу, старший вице-президент компании Carousel Industries, специализирующейся на ИТ-консалтинге, профессиональных услугах и управляемых сервисах.

Согласно Harvard Business Review, устойчивость бизнеса — это способность быстро восстанавливаться от ударов, хорошо адаптироваться к переменам и продолжать идти вперед несмотря на тяжелые времена. В контексте ИТ устойчивость часто проверяется на воздействиях разнообразных факторов: стихийные бедствия, человеческие ошибки, утечки способных кадров, пиковые потребности в сервисах и даже сдвиги в самой технологии. Что бы из этого ни произошло, вызвав непредвиденные простои, вашей бизнес-репутации и вашим прибылям может быть нанесен удар. Если вы являетесь бизнес-лидером, вы наверно подготовлены к таким непредсказуемым ситуациям, имея планы непрерывности работы бизнеса или послеаварийного восстановления, резервные сетевые ресурсы и штат, обученный смежным профессиям.

Однако существует еще один фактор, возможно еще более опасный для любого бизнеса, чем вышеперечисленные вызовы. Его вряд ли можно предвидеть и уверенно спрогнозировать, как и загодя к нему подготовиться. Этот фактор — потрясения рынка. Одним из ярких примеров, говорит Крис Поу, здесь являются традиционные книжные магазины. Что с ними произошло, когда появился на свет Amazon с его громадной библиотекой, электронными книгами и мгновенной доставкой желаемого контента? Или, скажем, с чем столкнулись таксомоторные компании, когда был создан и стал популярным Uber? Потрясение испытала вся отрасль, в корне изменилось поведение клиентов и наемных водителей, и у компаний началась жесткая конкуренция. Устойчивость бизнеса связана не только с идентификацией конкурентов и реакцией на их действия, но еще и с пониманием и предвидением потенциальных изменений в предпочтениях клиентов и работающих кадров — бизнесу необходимо уяснить, как он сможет выживать или даже преуспевать в условиях крутых перемен.

Частота рыночных перемен продолжает ускоряться. Это совершенно закономерно, так как первопричиной многих нынешних отраслевых революций является прогресс в технологиях. Мы должны постоянно быть наготове и все время думать о том, как эти технологии могут изменить наше взаимодействия с работниками, партнерами и, самое главное, клиентами. Расчет на статус-кво — уже абсолютно не жизнеспособный и невыгодный для бизнеса подход. Кто не способен на новое, умрет.

Устойчивость бизнеса означает новаторство и дальновидность. Компании испытывают потрясения не только от рыночных перемен, но и от угроз со стороны инновационных стартапов, способных переворачивать отрасли. Ныне средний срок существования компании, входящей в список S&P 500, меньше 20 лет, а в 1950-е он составлял 60 лет. Поэтому не удивительно, что инновации становятся искусством выживания, а те, кто это не усвоил, обречены на вымирание.

Если вы согласны с тем, что современные организации строятся на технологическом фундаменте, разумно считать, что люди, ответственные за технологии, также ответственны и за обеспечение стабильного существования организации. Хорошая новость для ИТ-лидеров, работающих в эру постоянно грозящих отраслевых потрясений, состоит в том, что инновации — во многом их дело. Неважно, какую должность вы занимаете в организации — CIO, директора, менеджера по работе с заказчиками, инженера по решениям, вы можете выполнять функцию «ответственного за устойчивость» и, более того, думать о том, как вы можете влиять на устойчивость ваших заказчиков.

Чтобы направлять инновации в своем бизнесе и обеспечивать его устойчивость, Крис Поу дает ИТ-лидерам несколько советов:

  • Быть в курсе ситуации. Мы должны знать, что происходит вокруг нас в той отрасли, где работает наша организация, как и сегодняшний технологический ландшафт, и культивировать тот же уровень осведомленности в своей компании или организации. Важно понимать, откуда для нас могут появиться конкуренты. Это не обязательно будут наши традиционные соперники.
  • Быть реактивным. Уделяйте пристальное внимание окружающим переменам и задумывайтесь о том, как они могут возмутить рынок, на котором вы работаете. Помните, что если кто-то со стороны пытается нарушить привычное течение дел, на то есть какие-то причины. Например, перспектива предложить клиентам более ценные продукты или дополнительные удобства. Не дайте себя застигнуть врасплох. Выясните, есть ли у вашего бизнеса готовый ответ, и если это так, незамедлительно реагируйте.
  • Действовать упреждающе. Будучи ответственными за устойчивость, вы также должны бросать вызов статус-кво. Зная про угрозы или возможности, вы должны выдвигать новые идеи. Вовлекайте свою команду в обсуждение и эксперимент.

Устойчивость — не то, что, как говорится, наладил и забыл. Это непреклонное, часто фанатическое стремление быть на переднем фронте своей отрасли. Устойчивость вашей организации будет подвергаться постоянным тестам, и их результаты могут варьироваться между крахом, трудным выживанием или преуспеванием вопреки потрясениям рынка. Лучше быть лидером революционных перемен, чем стать их жертвой.

Версия для печати