Цифровая трансформация — отличная идея. Во всяком случае, до тех пор, пока эта идея не овладеет умами слабо информированного руководства. После чего начинается неразбериха, появляются ненужные технологии, цели не достигаются, звучат взаимные упреки. Всему виной завышенные ожидания.

«Компании возлагают большие надежды на цифровую трансформацию, но слишком часто окружающая новые технологии шумиха подавляет принятие разумных решений», — поясняет на портале InformationWeek Грег Инг, вице-президент консалтинговой фирмы PointSource, специализирующейся на цифровой трансформации.

Он отмечает, что компании часто тратят выделенные на цифровую трансформацию средства на приобретение модных технологий просто потому, что так поступают другие организации: «Однако в действительности эти приобретения могут быть ненужными, потому что у них отсутствуют важные возможности или потому что они конфликтуют с другими системами».

В отчете 2018 Digital Transformation Report, который недавно опубликовала PointSource, указывается, что по меньшей мере ¼ компаний планирует вложить свыше 25% своего бюджета в искусственный интеллект, блокчейн, активируемые голосом технологии и распознавание лиц. Однако более половины опрошенных организаций (53%) считают, не готовы эффективно применять технологии, которые планируют приобрести. «Такое несоответствие весьма характерно для компаний, стремящихся к цифровой трансформации», — сказал Инг.

57% руководителей старшего звена и выше сообщили, что они не удовлетворены одной или более технологиями, которые используют их сотрудники. Исследование также развенчало миф, согласно которому молодые компании по умолчанию являются изначально цифровыми. 65% компаний, существующих менее десяти лет, также сообщили о своей неудовлетворенности технологиями.

Многочисленные проблемы

В отчете утверждается, что за последний год 94% компаний усилили внимание к цифровому росту. 90% респондентов сообщили, что цифровые технологии играют главную роль в достижении целей их бизнеса. Тем не менее 60% руководителей бизнес-подразделений заявили о борьбе с другими подразделениями за бюджет и ресурсы.

При упорядочивании по категориям основные трудности, с которыми сталкиваются осуществляющие цифровую трансформацию, выглядят так: необходимость использования слишком многих систем, поиск технологий, дающих реальные преимущества, и выделение адекватного объема средств на технические инициативы. 56% компаний считают, что для получения целостного представление о клиентах сотрудникам приходится обращаться к слишком многим системам.

Инг указывает, что наибольшие трудности компании создают себе сами. «Цифровые решения и стратегии должны решить многие проблемы, с которыми сталкиваются сегодня компании, — поясняет он. — Но лица, принимающие решения, постоянно стремятся свести все к тем цифровым возможностям, которые они считают нужными».

На связанную с цифровой трансформацией неразбериху указывает тот факт, что руководители высшего звена, отвечая на задававшийся несколько раз вопрос исследователей о важнейшем отличии их компании от других в 2018 г., каждый раз называли разные технологии. Кроме того, ответы менялись каждый раз, когда менеджеров спрашивали о главной инициативе, о факторах, которые больше всего помогут стимулировать внутренний рост, и об основном направлении инвестиций.

Согласно наблюдениям Инга, любая организация, не способная подкрепить новые технологии совершенствованием культуры, будет испытывать трудности с цифровой трансформацией. «Компании вкладывают средства в способы эффективного сбора и анализа данных, но многие из них не дополняют эти способы культурой, вознаграждающей и стимулирующей использование сотрудниками новых подходов и продуктов, — говорит он. — Если применять только технологию, то это не даст долговременных преимуществ и в действительности лишь отвлечет внимание от фундаментальных проблем, которые призвана решать новая технология». Инг считает, что для успеха инвестиций в любую новую технологию корпоративная культура должна поддерживать гибкую методологию и коллективную работу.

Приступая к работе

Чтобы отличать действительно полезные технологии от тех, вокруг которых поднята шумиха, компаниям следует научиться прислушиваться к своим клиентам. «Если клиент не получит никакой выгоды от примененной организацией технологии, то нет никакого смысла спешить вкладывать в нее средства, — предупреждает Инг. — Поэтому компаниям следует подходить к инвестициям в технологии, рассматривая их извне. Изучение пользователей покажет, во что и когда инвестировать». Сосредоточение на полезных технологиях и игнорирование прочих представляет собой непрерывный процесс. По его словам, акционеры постоянно адаптируют свои инвестиции и вносят улучшения, используя различные способы обратной связи, включая отзывы пользователей.

«Когда организации должным образом изучат представленные на рынке варианты через призму своих уникальных потребностей, они смогут уверенно принимать решения на основе полной информации о новых решениях, которые наилучшим образом подходят для их модели бизнеса, пользователей и целей», — заключает Инг.

С какими техническими проблемами сталкиваются руководители бизнес-подразделений

  • Ощущение, что цифровое обеспечение их компаний устарело по сравнению с конкурентами (45%).
  • Борьба с другими подразделениями за бюджет/ресурсы (60%).
  • Отсутствие уверенности, что круг клиентов их организаций четко определен (56%).
  • Большие затраты времени на отслеживание/обмен цифровой информацией внутри организации (90%).

Источник: PointSource, The 2018 Digital Transformation Report

Версия для печати