Такие новые технологии, как блокчейн и микросервисы, имеют важнейшее значение для предприятий, рассчитывающих добиться успеха, вступая в технологические партнерства, пишет управляющий директор Accenture Technology Vision Майкл Билтс на портале InformationWeek

Партнерские отношения между компаниями являются ключом к успеху в глобальной экономике, а в нынешнем цифровом мире они в равной мере основываются как на технологии, так и на стратегии, продуктах и сервисах. Gartner обнаружила, что «участие в цифровых экосистемах» представляет главный атрибут 79% компаний, которые она определила как наиболее эффективные.

Но применяемая в организации технология, которая служит фундаментом стратегических взаимоотношений, может выступать в роли сдерживающего фактора. Потому что унаследованные системы создавались не для поддержки партнерства на базе технологии. Они создавались как изолированные, предназначенные для использования только в соответствующих подразделениях. Их создавали, исходя из предположения, что изменения будут медленными и постепенными. Но поскольку компании расширяют свои сети и становятся частью экосистем, устаревшие системы становятся основным препятствием для роста.

Конечно, предприятия уже вкладывают большие средства в модернизацию систем. Но для получения отдачи от этих вложений необходимо, чтобы системы могли быстро и многократно подключаться к другим новым системам, как внутренним, так и внешним. К счастью, имеются две технологии, которые могут сыграть ключевую роль в преодолении этих трудностей: микросервисы и блокчейн.

Микросервисы

Микросервисы — это не технология, а подход к технической архитектуре, использующий набор таких инструментов, как API и облака, для разбиения приложений на простейшие компоненты, выполняющие определенные функции.

При таком подходе каждое приложение рассматривается в качестве единого дискретного сервиса, имеющего свой штат инженеров, отвечающих за обслуживание их собственного кода и, что важно, оконечной точки API. Крупные приложения объединяются посредством API-вызовов каждого независимого сервиса. Преимущества огромны и заключаются в том, что приложения становятся легкими, динамически масштабируемыми и более устойчивыми.

API образуют сердцевину основанного на технологии партнерства. С их помощью компании делают сервисы и данные доступными партнерам. Но их разработка лишь для того, чтобы сделать доступной только часть приложения, сопряжена с трудностями, начиная с выбора сервисов, безопасность которых можно подвергнуть потенциальному риску. Однако при подходе с позиций микросервисов API создаются на уровне отдельных сервисов. Результатом становится библиотека привязанных к конкретным сервисам API для каждой части каждого приложения. Все они могут быть легко сделаны доступными для потенциальных партнеров. Такой подход обеспечивает гибкость, поскольку приложения становятся более модульными, образуя основу, на которой компании способны легко и быстро налаживать партнерские отношения, беспрепятственно интегрируя сервисы и не создавая помех для партнеров или клиентов.

Одним из примеров может служить цепочка поставок фармацевтической продукции Walgreens, которая использовала микросервисы для перестройки программы вознаграждений «здоровый выбор» и расширения партнерских отношений. Компания предоставила сторонним разработчикам доступ к API, созданным в период трансформации на базе микросервисов. Те получили возможность интегрировать вознаграждения Walgreens в собственные приложения, начисляя клиентам очки за такие действия, как занятия бегом, измерение артериального давления и даже отказ от курения. Теперь Walgreens может устанавливать партнерские отношения за считанные часы (прежде этот процесс растягивался на месяцы) и имеет 275 партнеров. Ее API выдает по одному рецепту в секунду, используя различные каналы связи.

Блокчейн

Если микросервисы являются ключом к масштабированию и интеграции партнерств, то блокчейн будет играть важнейшую роль в управлении партнерствами благодаря своей способности делать партнеров ответственными без предварительного установления доверительных отношений. Проще говоря, блокчейн представляет собой систему распределенного реестра, в котором хранятся группы транзакций (блоки). Список транзакций выстраивается в последовательность с использованием криптографии (цепочка).

Подлинная инновационность блокчейна заключается в том, что никакая организация не владеет цепочкой блоков, которая распределена по одноранговой сети, обладает избыточностью и механизмами, которые гарантируют, что никто не может манипулировать транзакциями. Поскольку хранящаяся в цепочке блоков информация реплицируется и распространяется по созданной партнерами сети, у ее участников нет имманентной необходимости доверять друг другу или посреднику, они могут просто делегировать установление доверия системе.

Тем компаниям, которые управляют широкой сетью партнеров, блокчейн предоставляет доступ к надежной информации в реальном времени. Возьмите пищевую промышленность, где сложность цепочек поставок заставляет такие конкурирующие компании, как Nestle, Unilever, Tyson, Kroger и Walmart, совместно изучать блокчейн с целью повышения безопасности продуктов питания. Эти и другие корпорации сотрудничают с IBM в разработке такой цепочки блоков, которая обеспечит повышенную прозрачность и отслеживание движения пищевых продуктов по их сложным цепочкам поставок. Благодаря одному из ранних пилотных проектов блокчейн Walmart сократил время отслеживания движения плодов манго до места сбора с шести дней до 2,2 секунды.

Используя блокчейн в качестве единственного источника достоверной информации, предприятия с обширными логистическими сетями могут выявлять источники потенциального риска. Например, зараженную продукцию, неисправные детали или мошенничающих поставщиков. Это повышает скорость операций, защищает покупателей и снижает корпоративный риск.

Достоинства блокчейна с точки зрения управления партнерскими отношениями этим не исчерпываются. Аналоговые методы создания доверия не соответствуют скорости технологии бизнеса. Делегирование установления доверия цепочке блоков означает, что компании могут создавать более широкие сети, привлекать новых партнеров и легко вступать в новые экосистемы. Заключая основанные на блокчейне умные контракты, компании могут обрисовать условия конкретного партнерства, а затем автоматически предоставлять данные или исполнять программы для перспективных партнеров, отвечающих этим условиям.

И не только частный сектор может получить выгоду от блокчейна. Эстония использует систему умных контрактов на базе блокчейна для операций в экосистеме партнеров. Все публичные данные от медицинских записей до местожительства хранятся только в создавших их локальных офисах, а не в централизованной базе данных. Если возникает задача (например, выдача свидетельства о рождении или прием заявления в полицию), требующая информации из разных департаментов, госслужащие используют систему умных контрактов, которая автоматически идентифицирует автора запроса, проверяет наличие необходимости в доступе к информации и регулирует время и способы использования информации запросившим ее. Система обеспечивает быстрый обмен данными между правительственными органами, позволяет гражданам знать, кто и к каким данным получил доступ, поддерживает безопасность.

Партнерства на базе технологии являются стратегической целью любой компании, но лидеры должны действовать немедленно, чтобы освоить необходимые инструменты. Завтра успеха добьются те организации, которые сегодня устанавливают партнерские отношения с помощью технологий, включая микросервисы и блокчейн. Они получат новые возможности для инноваций и четкий маршрут к росту.

Версия для печати