Общая рекомендация такова: учиться, учиться и еще раз учиться. Однако тут же возникают вопросы: где именно учиться и чему именно учиться? Ответы на них можно найти в той части отчета Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs 2018», которая посвящена итогам опроса представителей российских компаний, работающих в различных отраслях. В нем, среди прочего, перечисляются (упорядоченные по частоте упоминания) новые технологии, которые в обозримом будущем планируют освоить отечественные предприятия.

Легко заметить, что этот список сильно пересекается с перечнем основных сквозных цифровых технологий, приведенным в нацпрограмме «Цифровая экономика»:

  • большие данные;
  • нейротехнологии и искусственный интеллект;
  • системы распределенного реестра;
  • квантовые технологии;
  • новые производственные технологии;
  • промышленный Интернет;
  • компоненты робототехники и сенсорика;
  • технологии беспроводной связи;
  • технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Вот эти технологии и должны в первую очередь осваивать граждане, не желающие лишаться своих рабочих мест и становиться жертвами цифровизации.

Отечественные респонденты исследования ВЭФ считают, что для соответствия новым требованиям следует дообучить или переобучить (reskilling ) свыше половины личного состава предприятий и организаций. При этом для 12% cотрудников время, потраченное на повышение квалификации, составит не более месяца, а для 10% — cвыше года. Есть, конечно, и промежуточные сроки: от одного до трех месяцев (15%); от трех до шести месяцев (10%); от 6 до 12 месяцев (7%). Другое дело, станут ли владельцы бизнесов и/или назначенные ими топ-менеджеры тратиться на повышение квалификации уже существующего персонала или пожелают нанять новых сотрудников, знающих толк в перечисленных выше технологиях. «Тут возможны самые разные варианты, — полагает Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners и руководитель проекта The Future of Jobs 2018 в России. — Возможно, работодатель сочтет, что ему не следует тратить время и деньги на переобучение тех, кому надо учиться год и больше — и наймет новых, уже обученных. Также возможно, что работодатель автоматизирует рабочие места тех, кому переобучение не потребуется».

Что касается способов обучения, то общепризнанных нет, но на основании опроса выявлены следующие:

  • внутрикорпоративное обучение (47%);
  • частные курсы и тренинги (26%);
  • частные учебные заведения (19%);
  • государственные учебные заведения (19%);
  • государственные курсы и тренинги (16%).

Cвою лепту в подготовку и переподготовку кадров для цифровой экономики планирует внести и государство. Так, в разделе «Кадры для цифровой экономики» программы «Цифровая экономика» сформулированы следующие задачи:

  • мотивировать компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан ключевым компетенциям цифровой экономики (срок — 31.12.2020);
  • обеспечить содействие гражданам, в том числе старшего возраста, в освоении ключевых компетенций цифровой экономики (срок — 30.11.2021);
  • создать условия для выявления, поддержки и развития талантов в областях математики, информатики, цифровых технологий для развития цифровой экономики (срок — 31.12.2021).