Мы живем во времена, когда мир необратимо меняется. Клаус Шваб, основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе, назвал этот процесс Четвертой промышленной революцией: «Цифровые технологии становятся более совершенными и интегрированными, вызывая трансформацию общества и глобальной экономики».

Границы между физическим и виртуальным мирами все больше размываются. Такие технологии, как портативные электронные устройства, Интернет вещей (IoT), искусственный интеллект и машинное обучение, меняют компании и целые отрасли. На цифровые технологии начинают переходить и традиционные организации. Объемы данных, которыми мы оперируем, растут быстрее, чем когда бы то ни было.

Организации ожидают, что эти данные будут использованы для создания добавленной стоимости и обеспечения конкурентных преимуществ. В свою очередь, сотрудники надеются, что им будут предоставлены простые и эффективные инструменты работы с данными, которые помогут добиться выполнения конкретных бизнес целей. ИТ-подразделения должны обеспечить прозрачный доступ к данным, соблюдая при этом все более жесткие стандарты безопасности. Эти тенденции, движущей силой которых являются новые технологии и цифровизация, справедливы для компаний любого размера, работающих в самых разных отраслях. Конкурентная среда постоянно меняется, и все чаще компаниям приходится «держать удар» с двух сторон:

  • со стороны традиционных конкурентов — компаний, давно присутствующих на рынке;
  • со стороны новичков-стартапов и крупных технологических компаний, осваивающих новые рынки.

Во многих случаях экономические барьеры, препятствовавшие выходу на рынок небольших компаний, более не существуют — сегодня небольшой стартап может приобрести «как услугу» те же ИТ-мощности, которые раньше были доступны только крупным компаниям, инвестирующим значительные суммы в свое технологическое развитие. Более того, зачастую у таких компаний больше возможностей для инноваций и выше потенциал, чтобы осуществить настоящий переворот не только среди конкурентов, но и в отрасли в целом. Эти новаторы используют преимущества цифровой трансформации, им не препятствуют устаревшие технологии и производственные мощности. Компании, упустившие такую возможность, рискуют не дожить до лучших времен. Недавнее исследование McKinsey показало, что в 1958-м средний срок жизни компаний, входящих в список Standard &Poor’s 500, составил 61 год. Сейчас он сократился до 18 лет. По оценкам McKinsey, к 2027 г. 75% компаний, входящих в этот список на сегодняшний день, исчезнут. Они будут поглощены, либо будут вынуждены объединяться с более удачливыми конкурентами, либо обанкротятся.

Эти изменения ставят новые задачи перед ИТ-подразделениями. В трансформирующихся организациях ИТ уже не рассматриваются как «центр затрат», финансируемый бизнесом и обеспечивающий информационную поддержку бизнес-процессов. Информационные технологии сами становятся неотъемлемой частью бизнеса, делая компанию более быстрой, более гибкой, более конкурентоспособной.

Цифровая трансформация помещает информационные технологии в центр деятельности организации, используя их для кардинального повышения производительности и ценности предприятий — будь то взаимодействие с клиентами, внутренние операционные процессы или бизнес-модель.

Если говорить предметно, то цифровая трансформация, как правило, подразумевает развитие трех основных компетенций:

  • во-первых, генерирование новых знаний и идей с использованием инструментов аналитики и больших данных. Успешные компании должны уметь генерировать инсайты (insights, понимание, осознание, проникновение в суть) в реальном времени. ИТ-служба обеспечивает хранение, обработку и анализ информации из множества источников структурированных и неструктурированных данных. Только в этом случае бизнес может в реальном времени принимать решения, адаптированные к потребностям конкретных заказчиков;
  • во-вторых, переход к использованию программного обеспечения как основы функционирования организации и предлагаемых ею решений. В цифровом мире успех компании зависит прежде всего от качества предлагаемых продуктов и/или услуг. Если в основе ваших решений лежит ПО, вы можете итеративно улучшать их потребительские свойства даже после того, как они были поставлены заказчику. В первом приближении можно утверждать, что компании с экспертизой в области разработки и развертывания ПО всегда будут обладать заметным преимуществом. Это касается практически всех вертикальных рынков — от производства потребительских товаров до автомобилей, от ритейлеров до поставщиков телекоммуникационных услуг;
  • в-третьих, принятие и практическое применение концепции Интернета вещей. Цифровая трансформация затрагивает не только виртуальные ИТ- системы, но и конечную продукцию инновационных организаций. Компании должны уметь измерять и количественно оценивать то, как их продукты взаимодействуют с заказчиками и окружающей средой. Информация о состоянии оборудования и его использовании позволяет улучшать качество продукции на основании объективной статистики, быстрее выявлять и разрешать эксплуатационные проблемы и развивать инновационные бизнес-модели с оплатой за потребление.

Примеры отраслевых решений

Финансовые услуги

Чтобы чувствовать себя уверенно на волатильных финансовых рынках, обслуживать клиентов, бороться с мошенничеством, поддерживать соблюдение правил комплаенса, финансовым организациям необходимы решения для консолидации данных, традиционно управляемых на уровне департаментов, и позволяющие создавать корпоративные хранилища с поддержкой аналитики, доступной в режиме самообслуживания.

Примеры решений в финансовой сфере:

  • предотвращение мошенничества при выдаче кредитов и проведении платежей;
  • моделирование рисков в инвестиционно‑банковской деятельности;
  • кросс‑продажи и повышение продаж в розничных банковских услугах;
  • внедрение новых финансовых продуктов;
  • персонализация страховой политики;
  • оценка портфеля ипотечных кредитов.

Производство

Производители собирают огромное количество данных, относящихся к производству компонентов продукции, дальнейшему ее использованию, а также к процессам производства и цепочкам поставок. Сегодня, в эпоху Интернета вещей, проблемы управления данными производителей растут, поскольку продукты постоянно генерируют данные, связанные с их производительностью, функциональностью и качеством. Задача состоит не только в том, чтобы фиксировать все эти данные, но и управлять ими, а также анализировать их для генерации информации о продуктах и процессах.

Примеры решений в производстве:

  • упреждающее обеспечение качества;
  • анализ спроса на новые продукты и услуги;
  • обнаружение проблем с цепочками поставок;
  • выявление возможностей для развития новых услуг с добавленной стоимостью.

Добыча нефти и газа

Нефтегазовым компаниям необходимо ускорить открытие и продлить срок службы существующих месторождений за счет повышения эффективности их восстановления. Для увеличения добычи и минимизации непроизводительного времени (NPT) требуется огромное количество данных. Проблема состоит в том, что традиционные технологии работы с данными не позволяют эффективно обрабатывать большие массивы информации. Это приводит к созданию множества небольших хранилищ, и в результате на получение полезной информации на основе этих данных могут уйти месяцы.

Примеры решений для нефтегазовой отрасли:

  • обработка данных геологоразведки;
  • прогнозирование технического состояния для увеличения времени безотказной работы.

Розничная торговля

Чтобы конкурировать в век интернет‑магазинов, лучше понимать своих клиентов и повышать эффективность своих операций, крупным ритейлерам нужны масштабируемые системы управления информацией, объединяющие онлайн‑ и офлайн‑данные. В частности, розничным торговцам теперь необходимо подключать и обрабатывать данные во многих форматах из разрозненных систем и источников, включая сайты социальных сетей, с которыми взаимодействуют потребители.

Примеры использования решений аналитики в розничной торговле:
  • возможность 360‑градусного видения клиентов;
  • создание персонализированных предложений;
  • анализ мерчендайзинга и цепочек поставок;
  • единая идентификация клиента во всех операционных системах;
  • управление программой лояльности;
  • анализ оттока клиентов.

Телекоммуникационные компании и сервис-провайдеры

Поставщики услуг связи сегодня относятся к крупнейшим потребителям больших данных. Аналитика данных является одним из путей к выявлению и пониманию тенденций развития сетевых услуг, снижению затрат на инфраструктуру, увеличению среднего дохода на одного пользователя, расширению предложений услуг, улучшению качества обслуживания клиентов и предотвращению их оттока. В традиционных средах информация о клиентах фиксируется в разных системах. Такая фрагментация затрудняет провайдерам анализ данных, который позволил бы получить целостное консолидированное представление о подписчиках. Источники данных в разрозненных системах не обеспечивают простого доступа и не поддаются полноценному анализу для выявления рыночных возможностей, целевых новых предложений услуг и достижения других бизнес‑целей.

Примеры использования решений аналитики в телекоме:
  • определение новых рыночных возможностей для целевых сервисов;
  • совместное планирование и прогнозирование;
  • планирование сетевой емкости, трендов и управление сетью;
  • приоритезация сетевой инфраструктуры на основе спроса;
  • предотвращение оттока клиентов;
  • определение качества обслуживания подписчиков;
  • исследования и разработки, основанные на машинных данных;
  • оптимизация полосы пропускания.

Независимо от отрасли ИТ‑служба организации играет ключевую роль в создании безопасной и универсальной среды совместной работы, которая нужна для прозрачной интеграции технологий, персонала и процессов цифровой трансформации. Назовем главные составляющие надежной цифровой платформы.

  1. Проверенные данные, получаемые в режиме реального времени.
  2. Эффективная аналитика и знания, поддерживающие высокие стандарты ведения бизнеса.
  3. Непрерывная оптимизация расходов на ИТ и эксплуатационные технологии в сочетании с высокой степенью гибкости.
  4. Культура инноваций, охватывающая всю организацию.

В 2018 г. Dell Technologies совместно с Intel и Vanson Bourne опросила 4600 бизнес‑руководителей из 42 стран, чтобы составить представление о том, как организации по всему миру трансформируются с целью адаптации к новым требованиям изменяющегося цифрового мира. В этом году в опросе впервые приняли участие 100 компаний из России. На основе полученных данных был сформирован Dell Technologies Digital Transformation Index, показывающий, насколько компании разных стран продвинулись по пути цифровой трансформации.

Мы еще раз убедились, что хотя цифровая трансформация уже не является чем-то новым для российских компаний, они весьма критично оценивают свои успехи: всего четверть (26%) опрошенных считают, что они располагают необходимыми ресурсами и компетенциями для реализации планов по цифровизации. Среди направлений инвестиций на 2019–2021 гг. чаще других называют кибербезопасность, мультиоблачные среды, технологии флэш‑хранения и Интернет вещей.

Автор статьи — руководитель технического департамента Dell EMC.

Версия для печати (без изображений)