В фокусе очередной партнерской конференции DIS Group, российского мастер-дистрибьютора компании Informatica, были задачи управления данными в условиях массового движения предприятий в сторону цифровой трансформации. Как заявил директор направления Informatica в DIS Group Михаил Комаров, в прошлом году выручка его компании от проектов по Data Governance увеличилась вдвое, а от проектов Big Data — в 2,74 раза. Докладчик отказался связывать столь высокие темпы с низкой исходной базой, но в то же время не стал раскрывать ни вклад указанных направлений в общий оборот, ни сам суммарный объем выручки DIS Group.

По его мнению, сегодня нет никакого отставания России от западного рынка в области управления данными. Согласно опросу, проведенному DIS Group среди сотни российских компаний разных отраслей, 33% из них ведут проекты по Data Governance, а 58% внедряют системы Big Data. Похожие цифры дает и исследование «Цифровые технологии в российских компаниях», проведенное экспертами KPMG. Как сообщила директор группы консультирования в области ИТ KPMG в России и СНГ Алена Дробышевская, 63% респондентов указали, что у них есть программа цифровой трансформации (немного ниже, чем 70% в мире в целом). Однако чаще всего под цифровой трансформацией отечественные компании понимают фактически реализуемый пакет пилотных проектов, не связанных единой стратегией. Среди инновационных технологий наибольшей популярностью у них пользуются Big Data (68%), чатботы (51%) и роботизация (50%), в отличие от менее востребованных IoT (24%), VR/AR (21%) и блокчейна (19%). Вряд ли кого-то удивит, что наиболее активны в этом отношении отрасли финансовых услуг, ритейла и телекома, но ничего кроме недоумения не может вызвать крайняя пассивность транспортной отрасли. Если же говорить о практике управления данными, то даже на фоне повышенного внимания предприятий к этой дисциплине мы не видим заметных изменений в их оргструктуре: лишь в 16% компаний появилась должность Chief Data Officer (CDO).

Обсуждая основные рыночные тренды, Михаил Комаров отметил, что согласно прогнозу Gartner к 2020 г. в 80% крупных мировых компаний должность CDO станет обязательной. Еще один важный прогноз Gartner гласит, что в следующем году 25% крупных компаний станут участниками процесса монетизации данных (зачастую предварительно обезличенных), выступая в роли как продавцов, так и покупателей. Особое внимание компании будут уделять повышению качества данных: опрос DIS Group показал, что 55% отечественных предприятий не удовлетворены качеством используемых ими данных.

На прошедшей недавно глобальной конференции Informatica World, о которой рассказал вице-президент Informatica по регионам Южная Европа, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка Эмилио Вальдес, акцент был сделан на такие прорывные технологии, как искусственный интеллект, роботизация и машинное обучение. Говоря о двоякой роли ИИ, докладчик напомнил, что для его эффективного функционирования необходимы качественные данные, в то же время и сам ИИ может стать хорошим помощником в процессах управления качеством данных. На ИИ базируется новый продукт Informatica для управления клиентскими метаданными Customer 360. Кроме того, обновлены платформы Informatica Intelligent Data Platform и Intelligent Big Data.

В числе ключевых проектов DIS Group, выполненных в России за прошедший год, Михаил Комаров назвал проект по управлению данными в аптечной сети АСНА, объединяющей более 8,5 тыс. аптек. Построенная там система, к которой обращается 25 тыс. пользователей, оперирует данными более 50 видов. Целью проекта в Home Credit Bank было осуществление маскирования данных (в частности, персональных), которое тем не менее позволяло бы эффективно их использовать в основных процессах кредитной организации.

Informatica, будучи зарубежным вендором, так или иначе сталкивается с регуляторными ограничениями, которые в нашей стране еще и постоянно меняются. Может ли это негативно повлиять на ее бизнес в России? Управляющий партнер DIS Group Александр Тарасов не видит здесь больших рисков, поскольку регулятор в основном выставляет требования к контенту, а не к поддерживающим технологиям: при любом регулировании задачи интеграции данных из разных источников и повышения их качества останутся на повестке дня. Что же касается конкуренции с отечественными продуктами, включенными в известный реестр российского ПО, то Михаил Комаров не видит в нем продуктов, способных в полной мере заменить софт Informatica.

Версия для печати (без изображений)