Победите гигантов электронной коммерции в их собственной игре, обеспечьте сквозное прогнозирование и оркестрирование цепочек поставок с помощью четырех высокоэффективных технологий, призывают на портале InformationWeek руководитель практики по цепочкам поставок EY Americas Радж Кумар и управляющий директор практики по трансформации цепочек поставок EY Americas Джефф Будро.

Розничная торговля и производители расфасованных товаров повседневного спроса (consumer packaged goods, CPG) находятся в эпицентре того, что мы называем «размыванием цепочек поставок». Сегодня продажи через Интернет и новые платформы доставки товаров, созданные на основе последних достижений технологии, вызывают переосмысление, слияние и, возможно, разрушение четких прежде категорий «потребитель», «розничный продавец» и «производитель». По мере того как гиганты электронной коммерции открывают для себя новые возможности, обрабатывая свои колоссальные наборы данных, CPG-компании вынуждены идти с ними в ногу, чтобы сохранить конкурентоспособность.

Значительную роль в этих тектонических сдвигах играет изменение ожиданий покупателей. Свежие данные о цепочках поставок и результаты опроса руководителей высшего звена, полученные EY Americas, показывают, что 55% покупателей ожидают более персонализированных продуктов, а 54% — обновления данных в реальном времени или отслеживания движения товаров. Более половины респондентов перестраивают цепочки поставок с целью удовлетворения различных сегментов клиентов.

Четыре эффективные технологии

Для ИТ-руководителей ритейлеров и CPG-компаний невозможен возврат к прошлому. Растущие конкуренты бросают вызов. Она находят недостаточно активно продаваемые продукты, слабо охваченные сегменты покупателей и те области, где нет жесткого регулирования. Если отрасль приносит прибыль, они сумеют ею воспользоваться.

Покупатели все чаще требуют надежности: точной информации о местонахождении продукта и его обслуживании, доступа к обновлениям, возможности выбора способа доставки и возврата товара. Чтобы соответствовать таким повышенным ожиданиям, необходимо создать сквозную цепочку поставок, предсказуемую и оркестрированную, которая обеспечивается четырьмя эффективными технологиями:

  1. радиометки (RFID). Данная технология оптимизирует способность компании предоставлять клиентам обширную информацию по любому продукту благодаря установке меток на каждое изделие и отслеживанию маршрута его движения. Это позволяет эффективно управлять складскими запасами вплоть до единичного изделия;
  2. блокчейн. После успехов этой технологии в области криптовалют и финансов крупные корпорации спешат разрабатывать и брать на вооружение системы отслеживания с помощью блокчейна, чтобы усовершенствовать методы выявления слабых мест в цепочках поставок, а также создавать постоянные и неизменные записи об отдельных компонентах продуктов. А смарт-контракты позволят заключать сделки и осуществлять платежи с помощью блокчейна, создавая новый уровень доверия между участниками;
  3. интернет вещей (IoT). Эта технология и тысячи датчиков, установленных по всей цепочке поставок, обеспечивают CPG-компаниям возможность видеть прохождение товаров по цепочкам поставок, начиная с получения сырья и заканчивая текущим этапом работ, выпуском готовых изделий и доставкой заказов покупателю. Установка датчиков и возможность считывать и анализировать межмашинный обмен информацией и предпринимать действия на этой основе будет играть важную роль, позволяя идти в ногу с крупными компаниями электронной торговли, возможности которых непрерывно расширяются;
  4. прогнозирующий диспетчерский центр. Он известен также как ПО оркестрирования цепочек поставок и позволяет организовать экосистему предсказуемых цепочек поставок, а также повысить уровень сотрудничества поставщиков. Дополняя вышеназванные технологии, прогнозирующий диспетчерский центр, наделенный искусственным интеллектом, предотвращает нарушения цепочек поставок, помогая предвидеть события и реагировать на них прежде, чем возникнут проблемы.

При совместном использовании этих технологий ценные сведения будут поступать на управляющие панели руководителей. Они позволят менеджерам цепочек поставок быстрее принимать решения и корректировать заказы клиентов.

Не выживать, а процветать

Опасность размывания цепочек поставок в том, что это рождает конкурентов в любом секторе экономики. Создание крупными компаниями электронной коммерции на основе блокчейна ресурсов для производства и доставки товаров в течение одного дня и для выпуска более персонализированных продуктов было лишь вопросом времени.

Чтобы процветать на рынке и успешно конкурировать с гигантами электронной торговли, а также с изначально цифровыми предприятиями, компании должны улучшить наглядность и время реакции своих цепочек поставок. Это позволит больше соответствовать меняющимся предпочтениям клиентов и быстрее реагировать на возникновение внутренних и внешних проблем.

Другой способ добиться успеха — сегментировать возможности цепочек поставок, чтобы отвечать потребностям конкретных групп клиентов. Лишите подразделение маркетинга ваших наборов данных о клиентах, чтобы выявить их неудовлетворенные потребности. Затем спроектируйте и отладьте процессы цепочек поставок таким образом, чтобы они намного превышали ожидания клиентов.

Весьма вероятно, что гиганты электронной торговли тщательно изучают сегменты ваших покупателей и ищут точки входа на ваш рынок. Для противодействия этим попыткам следует вкладывать средства в перестройку и цифровизацию цепочек поставок, используя доступные технологии, чтобы опередить крупные компании электронной коммерции и победить их в их собственной игре.

Версия для печати