В последние годы цифровая трансформация стала одной из самых горячих тем в ИТ. Предприятия продолжают эксперименты, однако более успешными окажутся те из них, которые следуют четкой стратегии. Портал Enterprisers Project приводит советы экспертов, которые помогут выработать стратегию цифровой трансформации.

Подстегиваемые волной цифровых изменений, предприятия засучив рукава бросились в омут внедрений, однако со временем начала вырисовываться неприглядная картина — 70% из них закончились провалом. На первый взгляд может показаться, что эта цифра ставит приговор на инициативах цифровизации, но все дело в том, с какой стороны смотреть на неудачу. Как считает консультант в области цифровых решений Korn Ferry Мелисса Свифт, большинство неудачных инициатив стоит рассматривать не как провал всей инициативы, а как отдельный провальный этап. Как бы то ни было, подобная статистика не вызывает воодушевления у предприятий, которые только приступают к цифровой трансформации.

Как создать стратегию цифровой трансформации

Какие шаги стоит предпринять, чтобы повысить шансы на успешную реализацию цифровых проектов? Эксперты выделяют несколько критически важных элементов, включая изменение культуры ИТ, привлечение заинтересованных сторон и последующее переплетение цифровых процессов с тканью предприятия. Очевидно, что возможности цифровых технологий обладают привлекательностью с точки зрения конкурентных преимуществ, однако если не заложено прочное основание — с их реализацией лучше не спешить. Чтобы сформировать целенаправленную стратегию цифровой трансформации и привести компанию к успеху, воспользуйтесь семью нижеприведенными советами.

1. Обоснуйте необходимость цифровой стратегии

Почему ваша компания нуждается в цифровой трансформации? Этот вопрос — основа любого начинания. Желательно получить на него содержательные ответы от всех заинтересованных сторон. «На этом этапе важно придать смысл трансформации, облечь ее в осязаемую форму, — говорит сертифицированный специалист по управлению изменениями и консультант Джеф Скиппер, клиентами которого являются AT&T, Goldman Sachs и другие крупные компании. — Люди употребляют слово „облако“ не задумываясь, но лишь немногие понимают, где оно находится, не говоря уже о том, как оно устроено чисто технически. Приступая к цифровой трансформации, предприятию лучше проинформировать персонал о том, для чего она нужна — только так можно рассчитывать на их поддержку и на скорейшую имплементацию преобразований. Расскажите им историю из жизни обычного сотрудника, которого окружает цифровая рабочая среда. Сотрудники должны знать о ее преимуществах, недостатках, поэтому свяжите их со стратегией и обозначьте цели, чтобы им было к чему стремиться».

2. Трансформация должна фокусироваться на бизнес-целях

Нужно убедиться, что руководители структурных подразделений понимают суть изменений, потому что им самим предстоит донести ее своим подчиненным. «Согласованность действий — наиболее важный шаг к успешному преобразованию, поэтому их нужно координировать на всех уровнях, — говорит директор по цифровым технологиям Agero Берни Грейси. — Руководители подразделений и советы директоров должны знать, что переход к цифровым технологиям — это вынужденная мера, поэтому им требуется расставить приоритеты и уменьшить страх перед „эффектом замещения“, когда прежние процессы или продукты заменяются новыми или цифровыми. Кроме того, цифровое преобразование затрагивает практически все процессы, выделенные бюджеты, поэтому кросс-функциональным командам нужно определить его влияние на более глубинном уровне. Трансформация не должна проходить только лишь под контролем ИТ — это общекорпоративная инициатива, которая учитывает различные бизнес-цели, миссии, культурные традиции и будущие планы».

3. Пилотные проекты

«Цифровая трансформация требует слаженности действий, но на практике она затрагивает слишком большое количество процессов и заинтересованных сторон, — говорит старший вице-президент Globality Мартин Хенли. — Цифровизация меняет и даже полностью преобразовывает многие процессы, не считаясь с тем, насколько эффективными они были. Она влияет на отношения заинтересованных участников со своими клиентами, даже изменяет их роли, поэтому критически важно найти возможности, которые помогут группам пережить переломные моменты. Составляя план, помимо заинтересованных сторон обязательно включите в него лиц, которых цифровая трансформация напрямую не затронет. Эти детали не всегда очевидны, но они очень важны для успеха вашей инициативы».

Он добавил: «Чтобы привлечь интерес сотрудников, запустите несколько проверочных концепций и пилотных проектов — это поможет выработать план с реалистичными задачами. Внедрение новых технологий сопряжено со сложностями, поэтому всегда нужно оставаться прагматичными. Здесь имеется ввиду, что в плане стоило бы предусмотреть ряд контрольных точек, которые бы демонстрировали ход реализации, проводимой заинтересованными сторонами. Это подскажет команде и партнерам, как эффективно и успешно внедрять цифровые процессы».

4. Определите набор компетенций, которые вам нужны в ИТ

CIO и руководитель направления цифровой трансформации Bayer Crop Science Джеймс Свансон, который разработал для своей компании стратегию преобразования, говорит, что после ее утверждения следует взяться за отбор команды. Выбор членов команды зависит от потребностей конкретной организации, но в подавляющем большинстве случаев команда, которая занимается претворением в жизнь цифровых инициатив, должна включать специалистов по данным, разработчиков полного стека, специалистов в области пользовательского опыта и т. д.

Очень важно определить не только возможности, но и компетенции, которые могут в дальнейшем потребоваться предприятию. «Мы провели реструктуризацию нашего ИТ-отдела, чтобы перейти от довольно традиционных обязанностей к овладению новыми возможностями, которые соответствуют цифровой стратегии. К примеру, у нас есть постоянная потребность в развитии бизнес-компетенций. Вы можете быть талантливым программистом в области написания UX-интерфейсов, но если у вас отсутствует деловая хватка, вы не добьетесь успеха», — сказал он.

5. Эксперименты с цифровыми технологиями не должны быть обременительными

То, что большинство компаний считают цифровым преобразованием, больше похоже на коллекционирование наборов для фондю, считает ученый из центра исследований информационных систем при Массачусетском технологическом институте Нильс Фонстад. «Они гонятся за цифровыми продуктами и предложениями, которые не повышают ценность бизнеса и, подобно причудливому набору для фондю, пылятся на верхней полке холодильника», — говорит он. Чтобы избежать этого, компаниям нужно быть готовыми к экспериментам, связанным с цифровым преобразованием, которые позволяют им постоянно проверять гипотезы, получать полезные знания, а также адаптировать или отбраковывать не прошедшие проверку концепции. Лучшие практики цифровизации включают три подхода: связывают инновации с общей картиной бизнеса, облегчают экспериментирование с ними и разделяют полномочия между всеми заинтересованными в инновациях лицами.

6. Занимайтесь управлением рисками

Подмечено, что цифровая трансформация и прорывные бизнес-модели идут вразрез с традиционными ИТ-концепциями сдерживания и контроля рисков. Цифровизация — это быстрое движение, отрицание статус-кво, ускоренная разработка, масштабирование новых технологий и сдвиг оперативного мышления. Однако, как считает директор подразделения CIO Advisory аудиторской компании KPMG Барри Брансман, эти прогрессивные характеристики не представляют ценности, если они не пропущены сквозь призму управления рисками и контроля над цифровой инициативой. По его словам, ИТ-директора, которые сумели связать управление рисками с прорывными изменениями, на порядок лучше подготовлены к внедрению.

7. Взращивайте культуру постоянных изменений

«В природе не существует какого-то решительного действия или программы, которые бы вмиг сделали компанию цифровой, — говорит профессор швейцарской бизнес-школы IMD Майкл Уэйд. — Успеха можно достичь путем тщательной оркестрации организационных возможностей, но при условии, что имеется четкое видение трансформации. Ее достижение зависит от выбранной тактики, которая варьируется от поэтапной балансировки задач или радикальной трансформации до перехода от фазы запуска к фазе масштабирования».

По его словам, помимо выбора тактики имеется еще один аспект, которому многие компании не уделяют достаточного внимания, а между тем он играет решающую роль — взращивание культуры цифровой трансформации. «Трансформация немыслима без соответствующей культуры. По своей сути, это вызов людям. Готова ли компания к изменениям? Готова ли она брать на себя риск и терпеть неудачи? Готова ли она работать по-новому и с новыми технологиями? Может ли она в некоторых случаях пожертвовать качеством инициативы ради скорости? Игнорирование культурных изменений — самая большая ошибка в цифровой трансформации», — сказал Уэйд.

Версия для печати