Робин Мёрдок, управляющий директор подразделения Global Industry Lead Software Platforms компании Accenture, рассказал на портале Information Age, какие мысли вызвало у него посещение выставки CES 2020.

Тысячи любителей техники нагрянули в январе в Лас-Вегас, чтобы побывать на крупнейшем техническом мероприятии года.

На протяжении всей своей истории CES отлично демонстрировала самые разные новинки, от роботов для переворачивания бургеров до первых летающих автомобилей. Несмотря на обилие рекламных трюков, CES дает возможность изучить некоторые вопросы, над которыми мучительно бьется деловой мир. Но самое важное: CES — это то место, где можно начинать искать ответы.

1. 5G и будущее труда

Традиционное понимание дома и места работы как двух разных помещений вскоре будет полностью заменено формулой «дом и работа везде». CES 2020 показала, что такая модель ближе, чем когда-либо.

Главной среди этих новых технологий является, конечно, стандарт беспроводной связи 5G, обеспечивающий малую задержку, передачу огромных объемов данных и спектральную сегментацию. Данная технология будет в 100 раз быстрее существующих сетей 4G. Искусственный интеллект, периферийные вычисления и сложная аналитика данных столь же важны, поскольку они позволят предоставить клиентам высококачественное обслуживание. С помощью 5G они смогут полностью реализовать свой потенциал и дома, и на работе.

Все мы слышали, что наши сверхподключенные жилища позволят удаленно посещать врачей и учиться у созданных с помощью голографии учителей. Но влияние на бизнес будет не менее значительным. 5G даст экспертам возможность виртуально работать там, где физически отсутствуют квалифицированные работники. Это изменит все, начиная со специализированного тренинга и заканчивая ежедневными совещаниями. Например, благодаря 5G управляющий фабрикой в Манчестере сможет использовать шлем расширенной реальности, чтобы оказаться в виртуальной копии фабрики на другом конце мира.

Открываются безграничные возможности. Но как ими воспользоваться? На выставке многие компании продемонстрировали практические стратегии, которые позволят извлечь из 5G максимум возможного, препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы рынок начал процветать, планы и базовые условия превращения 5G в источник ценностей и прибылей.

2. Будущее мобильности и прибыльности

Автономные средства передвижения достигли переломного момента в своем развитии. Эйфория по поводу коммерциализации их полного самоуправления на ближайшее время спала. Без четкого представления об их будущем, о том, как они повлияют на дорожные пробки и вредные выбросы, принципиальным вопросом стало не как скоро мы этого добьемся, а как нам этого достичь. Настало время найти новые подходы и определить путь эволюции к совершенно новой, устойчивой и прибыльной мобильной системе будущего.

Один из таких подходов связан с общемировой тенденцией отказа потребителей от личных машин в пользу каршеринга и найма машины с водителем. Даже роботакси набирают скорость, когда дело касается интересов клиентов. По данным проведенного недавно компанией Accenture исследования «Mobility Services: The customer perspective», почти половина респондентов сообщили, что готовы отказаться от личных машин и переключиться на решения для автономной мобильности. Это приводит к тому, что автомобильной промышленности необходимо изменить модель бизнеса с чистого производства на обеспечение мобильности.

На CES 2020 основным вопросом, интересовавшим компании, был такой: как извлечь прибыль из новой бизнес-модели? Если потребители ищут новые типы мобильности, то автопроизводители и провайдеры услуг по подбору попутчиков пытаются захватить рынок мобильных сервисов с помощью новых продуктов. Исследование 2019 Fjord Trend «Ahead of the curb» показало рост предложения новых разнообразных мобильных продуктов и перспективы работы с городами и партнерами по экосистемам с целью формирования данной отрасли. Мы видели даже неожиданный выпуск машин (речь идет о Sony. — Прим. ред.), поскольку компании соревнуются за доминирование в области мобильности, используя инновации.

3. Ответственный бизнес с данными об эмоциях потребителей

Использование данных об эмоциях компаниями, работающими в области обмена информацией, СМИ и технологий (communications, media and technology, CMT), приближается к переломной точке. Системы и устройства с ИИ уже могут распознавать, интерпретировать, обрабатывать и имитировать человеческие эмоции. Сочетание анализа лица, голоса и глубокого обучения может теперь расшифровывать человеческие эмоции для использования в маркетинге, исследованиях рынка и политических опросах. Вся эта мощь уже реализована в некоторых устройствах. Это приведет к появлению новых предложений на рынке и возможностей для инноваций и роста. Но это также подвергнет компании испытаниям, поставив перед ними ряд серьезных проблем, решение которых потребует ответственных действий.

Считывание человеческих эмоций — дело деликатное. Эмоции являются глубоко личными. Пользователи будут озабочены вторжением в частную жизнь, манипуляцией эмоциями и необъективностью. Ответственная практика бизнеса должна стать неотъемлемой частью обеспечения конфиденциальности данных. Организациям следует позаботиться о транспарентности и собирать только те данные, которые необходимы для формирования доверия. В ходе исследования Accenture Interactive «2019 Consumer Pulse Survey» было установлено, что большинство потребителей (69%) не станут иметь дело с компанией, которая агрессивно использует данные. Без хорошего управления и ответственности компании CMT рискуют утратить доверие клиентов и упустить возможности использования данных об эмоциях для инноваций и стимулирования прибыльного роста.

Наиболее важными проблемами являются системный дизайн, добыча (exploitation) данных, транспарентность и конфиденциальность. Во всех случаях обязательным компонентом является защита данных. Компаниям, сознающим свою ответственность, потребуется провести работу по этим проблемам с широким кругом заинтересованных лиц, включая клиентов, партнеров по экосистеме, сотрудников, ответственных за политику компании, акционеров и, возможно, кого-то еще.

CES 2020 предоставила этим заинтересованным лицам возможность собраться вместе и объективно взглянуть на то, что, несомненно, является субъективными соображениями. Поскольку устройства с каждым годом становятся все мощнее, важно, чтобы этому обмену мнениями уделялось максимальное внимание. Ответственные действия сегодня могут предотвратить непредвиденные последствия завтра.

Начиная новое десятилетие, CES является одним из самых футуристических технологических шоу на сегодняшний день. Но если отвлечься от парада роботов, можно обнаружить, что компании решают здесь некоторые из самых насущных проблем, стоящих сейчас перед обществом.