Главный аналитик Source Global Research Фергус Блэр рассказывает на портале Information Age о преимуществах платформенных компаний, которые предоставляют консалтинговые услуги фрилансеров.

Сегодня заявление о том, что будущее за компаниями, которые оказывают консалтинговые услуги по требованию (On Demand Consulting, ODC), а не традиционными консалтинговыми фирмами, не выглядит столь уж смелым. Еще пять лет назад выдвигались предположения о том, что большие данные лишат смысла стратегический консалтинг, а еще раньше выбить почву из-под ног рынка консалтинга грозились внутренние консалтинговые подразделения (internal consulting unit, ICU), но несмотря на это он оказался удивительно устойчивым. Однако это не означает, что консалтинг невосприимчив к изменениям. На самом деле, ведущие фирмы так долго сохраняют свои позиции на рынке только благодаря продуманному позиционированию и постоянной переоценке своих предложений.

Стоит взглянуть, например, на ту скорость с которой многие из них переняли философию «как услуга». Как следствие, 59% клиентов проинформировали Source Global Research о том, что заказывают управляемые услуги (managed services) у консалтинговых фирм. Тем не менее, эти услуги уже давно устарели и многие рыночные наблюдатели рассматривают появление так называемых платформ «специалист по требованию» (talent-on-demand, ToD) как следующую главу в истории консалтинга.

На рынках по всему миру растет пул квалифицированных и талантливых независимых консультантов, в том числе в области ИТ и цифровой трансформации. Консультант все чаще на определенном этапе своей карьеры выбирает модель удаленной работы с присущей ей свободой выбора и гибкостью, жертвуя возможностью в отдаленной перспективе стать партнером в фирме.

В то же время клиенты проявляют повышенное внимание и готовность сотрудничать с фрилансерами, и экономия затрат здесь — не единственная причина их выбора. Если компания нанимает крупную консалтинговую компанию, ей крупно повезет, если ведущий партнер уделит ей 20% своего времени — остальное время уйдет на выполнение внутренних обязанностей или на консультирование других клиентов, тогда как опытный фрилансер за относительно небольшие деньги готов уделить ей 80% своего времени. Именно на этом фоне появилось новое поколение платформенных компаний.

Поддерживаемые венчурными капиталистами, они стремятся перевернуть консалтинговую индустрию с ног на голову. Их цель ясна, потому что мировой рынок технологического консалтинга представляет из себя лакомую добычу — в 2019 г. его объем составил 51 млрд. долл., и, как показало исследование Source Global Research, в течение следующих 18 месяцев 75% клиентов собираются увеличить расходы на ИТ-консультантов. Суть оказываемых платформенными компаниями услуг проста: они предлагают устранить административные трения при работе с независимыми консультантами, предоставляя клиентам портал самообслуживания, через который те могут получить доступ к базе данных опытных и, что самое важное, проверенных временем фрилансеров.

Некоторые из этих компаний осуществляют свою деятельность на протяжении почти десяти лет. Одной из крупнейших является Catalant, которая была зарегистрирована в 2013 г. и первоначально называлась HourlyNerd. Смена названия говорит о достигнутом прогрессе: то, что ранее предлагалось в виде нишевой услуги для малого бизнеса, переросло в профессиональный сервис, который может бросить вызов гегемонии традиционных консалтинговых фирм. Catalant предоставляет клиентам доступ к сети из более чем 65 000 фрилансеров. Для сравнения, если бы все эти люди работали в одной фирме, она была бы в два раза больше, чем McKinsey, и почти в пять раз больше, чем Boston Consulting Group. И Catalant — далеко не единственная компания, которая добилась успеха c этой бизнес-моделью. По схожему пути двигается немецкая COMATCH, а также такие нишевые игроки, как Movemeon и Malt.

Означает ли, что предоставляемые ими услуги более предпочтительны, чем услуги Accenture? Нет, это не так. Несмотря на все их преимущества, маловероятно, что платформы типа ToD когда-либо заменят услуги, предоставляемые традиционными консалтинговыми компаниями. Без них не обойтись, если срок реализации проекта цифровой трансформации рассчитан на полгода и компании требуются десятки аналитиков или она ищет комплексное решение с готовым распределением обязанностей, методологиями проектов и технологическими активами. Несмотря на то, что платформы ToD не заменят услуги традиционных консалтинговых фирм в соотношении 1:1, последним необходимо учесть, что они повлияют на расчет затрат и выгод, когда клиенты встанут перед необходимостью выбора.

Возьмем, к примеру, ситуацию, когда CIO требуется предложить программу трансформации. В силу того, что еще не так давно в их командах недоставало экспертов, чтобы составить законченную картину проекта, им приходилось привлекать третьи стороны, но теперь с появлением платформ типа Catalan у них появилась возможность положиться на свои внутренние ресурсы — эти платформы позволяют ликвидировать любые пробелы в навыках по мере их появления. Таким образом, хоть в краткосрочной перспективе услуги типа ToD не следует рассматривать в качестве замены традиционного консалтинга, они уже оказывают ощутимое влияние на динамику отрасли.