Современные предприятия предлагают своим клиентам API и цифровые сервисы. Но в отличие от провайдеров ПО многие из них все еще используют собственную инфраструктуру, пишет независимый аналитик Джо Маккендрик на портале ZDNet.

Тезис «теперь каждая компания является производителем ПО» обсуждается уже несколько лет. Теперь он подтверждается недавно проведенным отраслевым исследованием. Распространение API, созданных как провайдерами ПО для предприятий, так и предприятиями друг для друга, привело к тому, что границы между потребителями и производителями ПО стали очень размытыми.

Проведенное компанией Cloud Elements исследование показало, что 83% из 400 опрошенных специалистов по интеграции и ИТ-руководителей рассматривают интеграцию посредством API в качестве важнейшего элемента своей бизнес-стратегии, которая получает новые импульсы благодаря цифровой трансформации и распространению облачных приложений. Хотя Cloud Elements специализируется на управлении API и является заинтересованной стороной, результаты ее исследования заслуживают внимания.

Ответы респондентов свидетельствуют о пересечении интересов крупных предприятий и производителей ПО. «На удивление большое число корпоративных респондентов говорили о таких приоритетах интеграции, как „упростить интеграцию с другими компаниями“, „помочь выводу новых продуктов на рынок“ и „интегрировать со всей системой CRM“, — отметили авторы исследования во главе с Россом Гарреттом. — Предприятия выпускают цифровые продукты и платформы, которые делают их прямыми конкурентами независимых поставщиков ПО (ISV). Некоторые наиболее знаковые предприятия всегда были производителями ПО (SAP, Microsoft), но многие сервисные компании сейчас выглядят как софтверные».

Показательно, что 80% опрошенных предприятий сообщили, что предлагают клиентам наборы разработчика ПО, а 20% — платформу или iPaaS, с помощью которых партнеры и клиенты могут взаимодействовать со их процессами. Существует много возможностей для наращивания этого потенциала: «крупные предприятия обычно имеют большую инсталляционную базу и длительные сроки эксплуатации, — отмечают авторы исследования. — Данный факт, по-видимому, избавляет их от конкуренции в области интеграции. Это также может означать, что предприятия предлагают сервисы, которые находятся на ранней для цифровых продуктов стадии зрелости, а интеграция не имеет для клиентов большого значения».

Свыше двух третей респондентов (68%) обращаются к API для улучшения своей работы в сетях, которая помогает наращивать продажи и доходы, привлекать и удерживать талантливых сотрудников, извлекать из данных новые знания. Опрошенные видят, как за счет использования API совершенствуются многие критически важные показатели бизнеса. Список возглавляет «повышенная производительность» (59%), за которой следуют «рост инноваций» (51%) и «прямой рост дохода» (43%). 40% сообщили, что цифровая трансформация также способствует росту этих показателей.

Имеются трудности, не позволяющие ведущим предприятиям продвинуться слишком далеко по этому пути. Около 40% респондентов заявили, что их потребности в интеграции относятся в первую очередь (свыше 50%) к собственному оборудованию и ПО. Из-за бремени унаследованной инфраструктуры, по словам 24% опрошенных, выпуск нового API с передовыми функциями занимает 90 и более дней, тогда как у производителей ПО доля таких ответов составила только 14%.

В конце концов, для создания архитектуры открытой платформы требуются многократно используемый набор вызовов API и абстракции данных, которые масштабируют потоки работ на нескольких предприятиях, считает Ричард Паллиам, руководитель компании 2Disrupt, принимавший участие в исследовании Cloud Elements. «Важнейшей системой, которая получает данные от всех точек бизнеса, чтобы сделать его более эффективным, считается ERP. Поэтому ERP включает большие наборы программ, такие как CRM, автоматизация маркетинга, поддержка клиентов и др. Но с ростом объема данных и желания клиентов использовать лучшие в своем классе приложения для выполнение специфических функций ERP уже не содержит все важнейшие данные», — пояснил он.

Как предприятия, так и производители ПО, продающие цифровые платформы, намерены в течение года добавить десятки новых интегрированных программ, в среднем 34. Большинство корпоративных респондентов назвали автоматизацию, клиентские объекты и потоки работ самыми сложными задачами интеграции с помощью API.

На текущий год приоритеты в развертывании API, по словам корпоративных CIO, включат «добавление оконечных точек RESTful к основным системам записей (CRM, ERP)» и «упрощение соединения корпоративных систем друг с другом».

Получающие инвестиции инфраструктуры интеграции включат платформы управления API (77%), iPaaS (42%), iSaaS (34%) и надежные корпоративные сервисные шины (32%). Ориентированное на обмен сообщениями ПО промежуточного слоя также остается в поле зрения некоторых компаний, 14% вкладывают средства в эти инструменты.