Цифровизация с каждым годом наращивает скорость своего движения. Новые технологии сегодня формируют тренды в бизнесе. Быть причастным к последним веяниям диджитал-моды важно хотя бы с точки зрения информационной осведомленности, а еще лучше — практического опыта. Мы, как представители ИТ-компании, активно внедряющей автоматизацию в госсектор и бизнес, идем немного быстрее времени, стараясь узнавать о новинках рынка раньше, чем они начали своё наступление.

Под цифровизацией обычно понимают классическое «внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни». Среди самых популярных технологий: компьютерный инжиниринг, Интернет вещей, промышленные и программные роботы, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, кибербезопасность, блокчейн, имитационное моделирование и т. д.

Говоря о перспективах «цифры», нельзя не отметить ситуацию со всемирной пандемией, которая с одной стороны преподнесла неслабую проверку на выживание и устойчивость к кризисам для бизнеса, с другой — открыла новые возможности. Особую ценность приобрели решения для удаленной работы сотрудников, цифровая торговля, роботизация, расширилась география для найма персонала и взаимодействия с подрядчиками. У многих компаний вопрос оптимизации наконец сдвинулся с мертвой точки: многолетние раздумья над необходимостью цифровой трансформации прекратились в одночасье, перевоплотившись в выгодное решение. Все больше компаний начинают прогнозировать спрос при помощи искусственного интеллекта, осваивают машинное обучение, предиктивную аналитику, Интернет вещей и блокчейн.

Технологии распространяются по отраслям неравномерно. Больше всего автоматизация «стремится» в крупные компании, которым важно идти в ногу со временем, у которых всё в порядке с бюджетом и ожиданиями от внедренных решений. К примеру, пик цифровой трансформации уже пережили банки, ритейл, телекоммуникации, нефтегазовый сектор, авиация, энергетика.

«Цифра» со второй половины 2020 года начнет набирать обороты. Очередная волна изменений коснется отраслей, связанных с традиционным бизнесом. Сейчас к трансформации готовится производство, где в рамках повышения эффективности придется конкретно менять бизнес-структуру, чтобы выживать на рынке.

Медицина и фармацевтика

Потребности людей всё чаще становятся связанными со стабильностью и безопасностью. Поэтому основная задача перехода медицины и фармацевтики на уровень высоких технологий — в создании решений для выявления распространения вирусов, оперативной реакции на угрозы, формировании цифровых рынков медицинских препаратов.

Например, для борьбы с коронавирусом используют искусственный интеллект, цифровое моделирование, большие данные. При помощи имитационного моделирования можно проанализировать риски и скорость распространения вируса в отдельном регионе. Технология позволяет увидеть сценарии развития ситуации при условии введения карантинных мер, эффективность ограничительных мер. В частности, прогнозы можно выстраивать на основании данных о пассажиропотоке в транспортной системе.

Подобную модель удалось создать китайским ученым. При помощи агентного подхода им удалось смоделировать заражение людей, просчитать скорость движения вируса среди населения и влияние на данный показатель личных контактов.

Фэшн-ритейл

Классические бизнес-процессы рано или поздно захватят такие технологии, как RPA, большие данные, VR/AR, искусственный интеллект и нейронные сети для формирования портрета клиента.

Один из столичных магазинов брендовой одежды в рамках изменений переделал офис, поменяв классическую концепцию бутика на более современную и удобную для клиентов. Вместо примерочных создали просторные комфортабельные комнаты с зеркалами, креслом, монитором и сквозным шкафом (а на тумбочке даже стоит бесплатная бутылка воды). Покупатель выбирает одежду через Интернет, приходит в магазин и располагается в комнате. Сотрудники вешают выбранный товар в шкаф, при этом никак не соприкасаются с клиентом. В случае, если нужен другой размер или другая вещь, клиент делает запрос на мониторе и ждет пополнения одежды в шкафу.

Индустрия гостеприимства

Трансформация ждет отели, рестораны, кафы. В кафе быстрого питания уже давно стоят кассы самообслуживания. Увеличение среднего чека возможно за счет апселлинга, установки дополнительных вендинговых машин и современных роботизированных комплексов.

Кофейни создают всё новые решения, с применением технологий персонификации клиентов. Например, можно оценить психоэмоциональное состояние покупателя в помощью облачной ИИ-системы. Клиент смотрит в камеру возле стойки, система считывает его настроение, передает баристе список рекомендаций.

А ресторан «Моремания», например, работает не как традиционный ресторан, а как ресторан быстрого питания, совмещенный с официантами, что увеличивает поток посетителей. Это и магазин, и кафе — товар не залеживается.

Образование

Полностью «цифра» никогда не заменит консервативный уклад в школах. Но постепенное внедрение технологий сделает учебный процесс более удобным как для преподавателей, так и для учеников. Например, внедрение цифровых программ (создание дата-центров) позволит эффективнее использовать учебно-методические материалы, проводить тестирования и экзамены. Электронные учебники и боты позволят отказаться от бумажных носителей информации и сэкономить ресурсы. Онлайн-обучение и (частично) дистанционное образование сделают сферу обучения более гибкой и позволят учащимся, особенно старших классов, концентрироваться на своих целях на будущее при выборе профессии и вуза.

Резюме

Осознаннее решение о внедрение цифровизации практически в каждой компании принимается не сразу. Руководители бизнеса понимают, что путь трансформации может быть тернист, поэтому просчитывают возможные риски и проблемы. Для начала тестируют инновационные проекты, пробуют частичное внедрение, присматриваются к продуктам и решениям. Некоторые так и не решаются до конца перестроиться на новый бизнес-уклад из-за страхов, связанных с финансовыми, временными потерями, а также пересмотром уклада жизни в коллективе. Ведь неизбежно придется кого-то переучивать, брать новых специалистов, с кем-то расставаться.
Сергей Ложкин, генеральный директор компании NFP