Ежегодный форум «Открытые инновации-2020», проходящий под эгидой правительства РФ с 2012 г., в этот раз впервые состоялся в онлайновом формате. Его деловая программа включала свыше сотни сессий с участием более 400 российских и зарубежных экспертов. На одной из них обсуждался вопрос возможности второй волны цифровизации, которая должна прийти на смену первой, в ходе которой цифровая трансформация осуществлялась компаниями, действующими чуть ли не исключительно в цифровом пространстве, такими как Amazon, Apple и Google. Понятно, что большинство предприятий живет не только в цифровом мире, и с их стороны существует высокий спрос на цифровые технологии, которые делают материальные объекты и продукты лучше, повышают производительность и экономическую эффективность компаний реального сектора.

Шиничи Танзава, президент и генеральный директор FANUC Europe Corporation, разрабатывающей и внедряющей промышленных роботов для автоматизации производства, отметил, что для его компании, уже давно занимающейся цифровизацией реального сектора, упомянутая вторая волна началась едва ли не раньше первой. Производственные мощности FANUC позволяют выпускать ежемесячно до 11 тыс. роботов из модельного ряда, включающего около сотни позиций. Во всем мире в самых разных отраслях от автопрома до медицины сегодня функционирует около 680 тыс. таких роботов. Одна из категорий ее продуктов — так называемые коботы (collaborative robot) — роботы-помощники, действующие совместно с человеком и помогающие снизить количество производственных травм. Компания с 2003 г работает с российскими клиентами, и сегодня у нее есть четыре региональных офиса в Санкт Петербурге, Калуге, Казани, Екатеринбурге, а до конца года планируется открыть еще один в Кемерово.

Генеральный директор «Почты России» Максим Акимов обратил внимание на то, что за последние годы очень сильно изменилась модель потребления, а это в свою очередь со временем приведет и к изменению клиентских предпочтений. Рынок онлайнового потребления и оперативной доставки будет расти на 15-20% в год. Крупнейшие маркетплейсы строят свои собственные каналы доставки, которые составляют мощную конкуренцию логистическим сервисам «Почты России». Если почта не будет трансформироваться, ее просто вытеснят с этого рынка. Такая трансформация потребует изменения всей операционной модели почтового гиганта с опорой на цифровизацию. Однако «Почте России» и другим компаниям, имеющим мощную унаследованную физическую инфраструктуру, быстро приспосабливаться к новой реальности будет не просто.

По мнению Chief Technical Officer «Северстали» Агнес Риттер, первая волна цифровизации была нацелена на повышение прибыльности предприятия. А следующая волна будет направлена на совершенствование бизнес-модели и повышение капитализации. С этой целью на предприятии сейчас начаты работы по «уберизации», позволяющей заказчикам покупать не готовую продукцию, а отдельные ресурсы металлургического производства. Обсуждается также модель по предоставлению обученных нейронных сетей, применяемых для управления оборудованием «Северстали», другим предприятиям отрасли.

Генеральный директор «ВымпелКома» Александр Торбахов выступил против своеобразной мифологизации самого термина «цифровизация». Следует понимать, что наша жизнь и бизнес уже давно цифровизированы. По его мнению, компании-лидеры отличаются от середнячков не уровнем цифровизации, а предоставляемым на ее основе уникальным клиентским опытом. Наша сотовая отрасль, будучи по сути цифровой, в этом отношении находится далеко не на самых передовых позициях. В разгар пандемии только 2% сим-карт продавались по онлайновым каналам, в то время как в московском продовольственном ритейле доля онлайна составляла 4%. Мобильные операторы должны наверстывать свое отставание. Ведь сим-карты гораздо более удобный объект для онлайновых продаж по сравнению с пищевыми продуктами. Тем более, что сегодня, когда весь мир активно переходит на eSIM, у нас все увязает в обсуждении процедур регистрации подобных симок. Часто говорят, что государство должно стать драйвером цифровизации, но Александр Торбахов полагает, что ему следовало бы подумать, как не стать тормозом на пути цифровизации. К примеру, в вопросах идентификации людей по их бумажным паспортам мы по-прежнему живем в XVIII веке, хотя переход на цифровые способы мог бы существенно повысить эффективность бизнеса в самых разных отраслях.

Весьма активно на панельной дискуссии обсуждалась тема влияния пандемии на цифровизацию в целом и на приход ее второй волны (волны цифровизации, а не пандемии, разумеется). Шиничи Танзава признал, что пандемия оказала определенное влияние на деятельность его компании, но поскольку производство FANUC в высокой степени автоматизировано (в нем эксплуатируется около 4 тыс. роботов, работа которых эквивалента работе 15 тыс. живых сотрудников), серьезных последствий удалось избежать. В то же время компания получила огромное число запросов от своих клиентов, в нынешних условиях ставших нуждаться в автоматизации и роботизации их производственных площадок.

Заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Вадим Кулик сообщил, что его организации пришлось за три недели перевести 60 тыс. человек на удаленную работу, увеличив в 15 раз мощность каналов связи и обеспечив сотрудников оборудованием, поддержкой и сервисом. Это заставило пересмотреть планы в отношении некоторых проектов. В частности, дистанционные сервисы, которые планировалось внедрять постепенно (заключение сделок по цифровой ипотеке, юридически значимых соглашений в цифровом формате), были реализованы в приоритетном порядке. Клиенты сегодня хотят большей персонализации сервисов и перевода их общения с банком в нативные форматы с использованием речевых интерфейсов. По мнению Вадима Кулика, для реализации подобных проектов потребуются люди, обладающие двумя специальностями. Одна из них — это ИТ, а другая может варьироваться. К примеру, банкам могут понадобиться лингвисты, хотя еще пару лет назад это никому не приходило в голову. Сегодня команды, состоящие из айтишников и лингвистов, создают так называемых «цифровых помощников».

Исполнительный вице-президент компании Schneider Electric по операциям в Европе Барбара Фрей отметила, что деятельность ее компании направлена, в частности, на то, чтобы предприятия работали более эффективно, расходовали меньше энергии, сокращали выбросы углекислого газа и таким образом противодействовали глобальной угрозе изменения климата. Сегодня, когда из-за пандемии физическое присутствие персонала ограничено, нужно больше использовать технологии виртуальной реальности для дистанционного инспектирования оборудования. К примеру, во Франции с этой целью инициирован пилотный проект с использованием технологии 5G. Построена небольшая заводская сеть, в которой тестируется возможность организации на заводе телеприсутствия с высококачественной видеокартинкой и минимальными задержками.

Пандемия заметно ускорила процесс цифровизации «Северстали», поскольку в это время просто не было иной альтернативы. Агнес Риттер обращает внимание на то, что хотя какое-то количество людей пришлось перевести на удаленку, большая часть сотрудников занята на физическом производстве, и для них удаленки быть не может. В этой связи инициирован целый ряд проектов по цифровизации производственных процессов. К примеру, это решения по организации удаленной наладки оборудования, а также по использованию технологий виртуальной и дополненной реальности при его ремонте.

Максим Акимов признал, что пандемия заставила по новому посмотреть на недавно принятую на 2020-2030 гг. программу развития «Почты России». По прежнему в ее фокусе — клиент (всего их 64 млн., причем 6 млн. — пользователи мобильного приложения) и высокая скорость вывода на рынок почтовых продуктов и сервисов. Однако теперь придется принимать во внимание, что за время пандемии клиент кардинально изменился, он перестал ощущать грань между физической и цифровой реальностью. И это изменение необратимо, оно сохранится и в постковидную эпоху.

Тему влияния на цифровизацию стратегии импортозамещения затронула директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева, которая дала свое толкование термину «технологическая независимость». Она убеждена, что под ним следует понимать доступ к лучшим в мире технологиям, которыми ты сам управляешь. «Если на рынке есть хорошее готовое решение, мы его с удовольствием используем, — утверждает Екатерина Солнцева. — Но часто бывает, что таких готовых решений на рынке нет. Мы много покупаем, поскольку даже такая большая организация, как „Росатом“ (а в ее составе около 400 компаний), не может все делать сама. Но нам важно получить доступ к решению на уровне управления, а не просто в качестве лицензиата». Наряду с разработкой собственных решений «Росатом» создает их и совместно с партнерами, в том числе и с зарубежными, в тех странах, где концерн выполняет свои проекты по строительству атомных станций.