Согласно отчету MuleSoft «2021 Connectivity benchmark report», спрос на ИТ-инновации сегодня находится на самом высоком уровне, пишет на портале ZDNet главный цифровой евангелист Salesforce Вала Афшар.

Этот вывод MuleSoft (дочерняя компания Salesforce) сделала в сотрудничестве с Vanson Bourne и Deloitte Digital по результатам интервью с 800 ИТ-лидерами во всем мире. Все респонденты работают в корпоративных организациях государственного или частного секторов с числом сотрудников не менее 1000.

Предыдущее исследование MuleSoft выявило восемь тенденций цифровой трансформации в 2021 г., решительно подчеркнув необходимость для организаций внедрить цифровую культуру. Организации испытывают все большее давление в связи с необходимостью быстрой и масштабной цифровизации сервисов для удовлетворения растущих потребностей клиентов, внедрения инноваций и создания новых каналов получения дохода. Нынешний отчет еще больше подчеркивает растущие спрос на ИТ и давление на ИТ-команды.

Демократизация инноваций стала еще одной тенденцией 2021 г. Бизнес-пользователи пытаются быстрее разрабатывать цифровые пользовательские интерфейсы. ИТ-отделы должны стимулировать культурные перемены, предоставляя бизнесу возможность самообслуживания и более быстрого предоставления решений. Для этого они должны разрабатывать и масштабировать стратегии интеграции и целенаправленно устранять унаследованные препятствия на пути развития инфраструктуры.

Резюме отчета охватывает пять различных областей, представляющих интерес для ИТ-директоров.

Потребность в ИТ-инновациях приобретает новую актуальность

Потребности бизнеса в ИТ критически возросли в связи с тем, что удаленная работа заменила привычную офисную, а большинство ИТ-команд не выполнили все свои обязательства по проектам. Сегодня на ИТ-службы ложится огромная нагрузка, связанная с необходимостью трансформации — с тем чтобы двигаться быстрее.

В отчете определены основные тенденции, которые говорят о работе откуда угодно, стимулировании инноваций и расширении числа цифровых проектов.

  • В прошлом году организации полагались на ИТ для поддержки быстрого перехода к удаленной работе. Ежедневные операционные требования всегда занимали бóльшую часть времени ИТ-отдела, но влияние кризиса, похоже, это только усилило. Повседневная рутина продолжает доминировать в работе ИТ-отделов. Несмотря на то, что в прошлом году организации просили их делать гораздо больше, чем только поддерживать минимальную работоспособность, средняя ИТ-команда тратила 68% своего времени на ежедневные операции. Это практически не изменилось по сравнению с предыдущим годом (69%) и указывает на необходимость увеличения производительности ИТ-служб для выполнения инновационных проектов.
  • Возросший спрос на ИТ и неспособность многих организаций надлежащим образом оптимизировать повседневную деятельность привели к тому, что ИТ-команды сократили процент проектов, которые они собирались завершить. Только 37% ИТ-команд удалось завершить все запрашиваемые проекты по сравнению с 41% в предыдущем году. Это явный показатель того, что нынешние операционные ИТ-модели испытывают значительную перегрузку.
  • Организации увеличивают бюджеты на ИТ, но не в соответствии с растущими потребностями бизнеса: в этом году ИТ-отделы должны выполнить на 30% больше проектов. В среднем ожидается, что бюджеты на ИТ увеличатся только на 5,84% в 2021 г. (небольшой рост по сравнению с 5,62% в 2020 г.). Эта продолжающаяся тенденция усиливает разрыв в доставке ИТ в то время, когда выживание организаций зависит от ИТ.

Важность интеграции продолжает возрастать, но проблемы сохраняются

По мере того, как цифровая трансформация ускоряется, интеграция становится решающим фактором, определяющим скорость цифровых преобразований во всех отраслях. Однако проблемы, связанные с интеграцией, все еще замедляют реализацию таких инициатив.

Вот три основные тенденции, касающиеся интеграции:

  • Цифровая трансформация критически важна для будущих доходов. В прошедшем году еще большее значение приобрели стимулирование роста и оптимизация деятельности за счет цифровых технологий. Около 77% опрошенных утверждают, что неспособность завершить проекты цифровой трансформации отрицательно повлияет на их доходы в следующем году, в 2020 г. таких было 74%. Этот показатель еще выше в секторе финансовых услуг (89%), где за последние 12 месяцев наблюдается значительный сдвиг потребителей в сторону онлайн- и мобильных сервисов;
  • Проблемы интеграции продолжают замедлять реализацию цифровых инициатив для подавляющего большинства (87%) организаций. Для ИТ-служб интеграция по-прежнему остается проблемой, и за последние несколько лет эта проблема усугубилась. В современном мире, ориентированном на цифровые технологии, организации должны связывать свои системы, приложения и данные. Но интеграция отнимает время. Особенно много там, где надо управлять множеством соединений «точка-точка». В результате ИТ-команды тратят более трети (36%) своего времени на проектирование, построение и тестирование заказных интеграций. А время — деньги. Заказная интеграции не дешева. Она приводит к значительным финансовым затратам: примерно 3,5 млн. долл. в год на ИТ-персонал, связанный с интеграцией;
  • В связи с высокими затратами денег и времени стратегия интеграции должна осуществляться с самого верха. Согласно исследованию, организации понимают важность правильной интеграции. 69% используют нисходящий подход к разработке стратегии интеграции и API. Проблема усугубляется тем, что организациям приходится управлять сотнями приложений: средняя организация запускает 843 отдельных приложения (в финансовых учреждениях — 901). По данным отчета, в среднем только 29% приложений интегрированы, что не отличается от уровня 2020 г. (28%). Учитывая, что средний срок службы приложения составляет всего четыре года, организации должны эволюционировать от иерархических и жестких связей к гибким и открытым для изменений — то есть к композитному предприятию.

Разрозненность данных и унаследованные ИТ усложняют интеграцию

Изолированность данных (по словам 90% респондентов) и унаследованная ИТ-инфраструктура (60%, этот показатель еще выше в здравоохранении — 70% и страховании — 68%), затрудняют повышение гибкости организаций, внедрение новых технологий и внесение изменений в ИТ-системы и приложения. 34% организаций утверждают, что устаревшие ИТ-инфраструктура и системы являются основными проблемами для цифровой трансформации.

Однако те, кому удается трансформироваться, видят рост вовлеченности клиентов и инноваций, а также повышение скорости выполнения проектов. Только 18% организаций интегрировали опыт конечных пользователей по всем каналам. Зато они наблюдают возросший уровень вовлечения клиентов (53%), преобразования бизнеса (53%) и инноваций (50%). Более половины (59%) бизнес-пользователей думают, что неспособность их организации подключить системы, приложения и данные вредит работе с клиентами.

Организации используют API для новых интеграционных проектов

Подавляющее большинство организаций (96%) используют API для построения интеграций и реализации новых проектов, и многие получают от них значительный доход. Тем не менее, повторное использование API оставалось неизменным в течение последних 12 месяцев — это все еще огромная область возможностей для большинства организаций.

Скорость и эффективность имеют решающее значение в процессе разработки приложений. Все больше организаций обращаются к DevOps (47%) и используют API (46%) для его улучшения.

У организаций, использующих API, увеличивается уровень производительности (59%), самообслуживания (48%) и инноваций (46%). Бизнес-преимущества также включают снижение операционных затрат, повышение вовлеченности сотрудников и рост доходов (28%). В среднем, организации, использующие API, получают более четверти (27%) дохода от этих API и связанных с ними внедрений.

ИТ должны отвечать растущим интеграционным требованиям бизнеса

Чтобы ИТ-отделы смогли удовлетворить растущие потребности бизнеса в интеграции, они должны расширить круг нетехнических пользователей, нуждающихся в поддержке. В отчете также говорится о том, что данные являются ключевым направлением интеграции. Среди ролей с наибольшими потребностями в интеграции на первое место вышли специалисты в области данных (47% по сравнению с 38% в прошлом году). Данные лежат в основе инвестиционных планов. После проектов, связанных с облаками (57%) и безопасностью (53%), основными инвестиционными приоритетами для предприятий в 2021 г. являются аналитика данных (45%) и интеграция больших данных (43%). Это еще раз подчеркивает, что бизнес-пользователи и инициативы, ориентированные на данные, являются главными кандидатами на интеграционную поддержку.

Все больше организаций внедряют инструменты самообслуживания, чтобы дать возможность своим бизнес-командам интегрировать приложения и источники данных. Специалисты в области данных и проекты, сосредоточенные на больших данных и аналитике, являются важным фокусом на нынешний год. Примерно 36% организаций имеют зрелый подход к основанной на API интеграции для нетехнических бизнес-пользователей и 44% разрабатывают такую стратегию.

Рекомендации для ИТ-руководителей:

  1. содействовать повсеместной интеграции с помощью простых в использовании инструментов;
  2. осуществлять управление и мониторинг API-проектов;
  3. сосредоточить внимание на многоразовых API для увеличения доходов и инноваций;
  4. не забывать о безопасности.