Дэвид Розен, руководитель по технологиям и работе с клиентами компании TIBCO, рассказывает на портале Information Age о том, как компании могут подготовить себя к эпохе неопределенности.

Я буду избегать страшной фразы «новая нормальность», но вполне естественно, что мы тонем в мыслях о том, что может произойти, когда ковид в конце концов отступит. Здесь я хотел бы предложить другой способ представить себе, что может произойти — через призму нашей культурной и научной истории и добавить еще несколько мыслей о том, как может выглядеть будущее в плане технологической инфраструктуры.

«Нет ничего стабильнее перемен», — сказал Боб Дилан, и, конечно, он был прав. Периодически мы переживаем моменты прорывных открытий или точки перелома, большие и малые, после которых уже ничто не остается прежним.

В XIX веке учение Дарвина «О происхождении видов» изменило наше представление об эволюции и вере. В XX веке модернизм показал новые подходы к литературе, живописи, музыке, архитектуре и дизайну с акцентом на нетрадиционное, абстрактное и нелинейное — от Пикассо и Стравинского до Ле Корбюзье и Джеймса Джойса, что шокировало в то время.

Все эти моменты и события открыли миру свежие краски. Возможно, мы находимся на таком же перепутье из-за ковида. По крайней мере, можно утверждать, что пандемия станет катализатором нового образа жизни, изменившихся устремлений и отказа от того, что на протяжении десятилетий было общепринятой мудростью. Я говорю об офисной культуре «с 9 до 5», о предположении, что большинство из нас захочет остаться работниками умственного труда, владельцами потребительских товаров длительного пользования, жителями городов и работать в течение 50 лет, чтобы достичь достаточного дохода для желаемого досуга.

Давайте рассмотрим несколько возможных сценариев.

Новое отношение к домашней и семейной жизни. Большинство из нас стало проводить больше времени дома с семьей, и это изменило наши привычки. Продажи хлебопекарных принадлежностей выросли, мы больше, чем когда-либо, занимаемся садоводством, снова увлеклись декоративно-прикладным искусством и, наконец, занялись творчеством в духе «сделай сам» и декорированием. Привыкли ли мы к жизни в минорном ключе, и будем ли мы и дальше менее общительными, что приведет к сокращению сектора досуга, путешествий и гостеприимства? В новом мире бары и рестораны закрывают свои двери и продают помещения, а авиакомпании и гостиничные операторы с трудом справляются с сокращением спроса, делающим этот сектор нерентабельным.

Благополучие — новая валюта для успешной жизни. В прошлом году мы, безусловно, наблюдали всплеск внимания к проблемам психического здоровья и осознание хрупкости человеческой психики. Отразится ли это в более заботливой, совместной культуре, где успех оценивается более мягкими показателями, чем доход и прибыль, или где продукты не покупают, а берут напрокат? Компаниям срочно потребуется пересмотреть свою политику управления человеческим капиталом и отказаться от традиционных моделей компенсации, рабочего времени и способов мотивации и удержания людей.

Устойчивость — новый важнейший KPI. Пандемия, возможно, возникла из-за недостаточного уважения к принципам устойчивого развития. Вполне вероятно, что это приведет к новому отношению к защите животных и еще большему вниманию к выбросам углерода. Безусловно, компании все отчетливее понимают, что произойдет с их репутацией и привлекательностью в качестве работодателя, если они не смогут продемонстрировать «зеленые» принципы или другие признаки того, что они не являются чисто машинами для зарабатывания денег. В этом мире поколения Y и Z тщательно проверяют этику потенциальных работодателей и не будут работать на предприятиях, известных своими токсичными брендами.

Как я уже сказал, пока неясно, что произойдет дальше и насколько укоренятся будущие изменения. Возможно мы вернемся к старым привычкам, хотя это кажется маловероятным, поскольку большинство сотрудников привыкли к другому образу жизни и другому способу работы. Стоит отметить, что даже свидетельства возврата к древнему образу жизни в виде увлечения ремеслами, выпечкой и т. д. сегодня в значительной степени пропитаны цифровыми технологиями. Изучая новый рецепт мы загружаем приложения, обращаемся к веб-сайтам и делимся идеями на форумах, и такая бинарная деятельность является частью нашей жизни, потому что она быстрее, удобнее и масштабируемее, чем старые альтернативы. Но нам нужно найти идеальный баланс между технологической оперативностью и тем, что мы хотим делать со своим временем.

Однако уже ясно, что нам потребуется для управления изменениями. Адаптивность, обеспечиваемая надежными цифровыми бизнес-проектами, ориентированными на данные, станет основным принципом работы. Другими словами, компании должны будут уметь быстро двигаться, что бы ни случилось, менять операционные модели, выходить на смежные рынки и вообще ничего не принимать на веру. В новую эпоху неопределенности унаследованные системы должны быть пересмотрены в контексте обеспечения гибкости. Разрозненные организации должны объединиться вокруг общего источника достоверных данных, чтобы принимать уверенные решения. Сами инвестиции в технологии должны предусматривать возможность скачков и спадов спроса, чтобы управлять затратами и поддерживать конкурентоспособность. Для лидеров темпы инноваций будут ускоряться. И процветать будут компании, которые понимают, как быстро создавать прототипы и совершенствовать минимально жизнеспособные решения.

Еще до появления ковида мы наблюдали сейсмические изменения, вызванные глобализацией и ростом сверхструктур, владеющих Интернетом на триллионы долларов. Готовы ли мы к доминированию компаний, которые охватывают все рынки, завоевывая их благодаря техническому превосходству, например как Amazon? И что вы будете делать, когда одна из них нацелится на ваш сектор?

Как показывает история, мы не можем знать будущее, но мы можем подготовиться к новым потрясениям, разворотам и неожиданным изменениям направления развития. Только предвидя, насколько это возможно, а затем настроив себя на гибкость, креативность и адаптивность к изменениям, мы сможем развиваться и добиваться успеха.