В XXI веке ни один бизнес не может обойтись без цифровизации. Особенно, если он связан с международной коммуникацией и стремится к статусу клиентоориентированного. Рассмотрим, как ИТ изменили сферу грузоперевозок и какие принципы помогают двигать отрасль вперед.
ИТ-тренды в сфере логистики
Практически все современные грузоперевозки основаны на применении ИТ и повсеместной цифровизации процессов, от коммуникации с клиентом до непосредственно реализации заказов.
Условно ИТ-тренды в сфере логистики можно разделить на две больших группы. Первая — это минимизация человеческого фактора, которая влечет за собой повышение прозрачности, управляемости и прогнозируемости процессов.
Второй глобальный тренд, актуальный для всех рынков и затронувший сферу грузоперевозок, — это создание экосистем, которые объединяют всю цепочку поставок, создавая «бесшовную» цифровую среду. Подобный подход позволяет существенно сократить сроки на всех этапах грузоперевозок, минимизирует возможность ошибок, позволяет с легкостью отследить весь процесс на любом этапе и, в конечном счете, экономит средства клиента.
Основные направления цифровизации грузоперевозок
В настоящий момент логистическими компаниями активно внедряются следующие направления:
- IoT (Интернет вещей), благодаря которому можно контролировать, анализировать и оптимизировать процессы на всех этапах логистической цепочки. А главное — проводить анализ эффективности выполнения операций и оптимизировать их;
- облачные технологии, которые позволяют быстро масштабировать всю инфраструктуру и, как следствие, свои сервисы без принципиального наращивания собственных ресурсов;
- искусственный интеллект, который оптимизирует внутренние процессы (например, выстраивает оптимальные маршруты) и помогает строить новые модели взаимодействия с клиентами. Также при помощи технологий анализа данных и Big Data ИИ оперативно анализирует и прогнозирует множество показателей на основе большого количества данных;
- RPA (роботизация) позволяет разгрузить сотрудников от рутинных операций (например, по обработке заявок) и учетной информации и повысить эффективность и мотивированность ручного труда в офисе. На складах для многих операций возможно внедрение физических роботов. Перспективным можно назвать и развитие беспилотного транспорта или доставку дронами;
- информационная безопасность — пожалуй, одно из главных направлений. Высокий уровень автоматизации и цифровизации в компании требует особого внимания к стабильности сервиса и сохранности данных компании и клиентов.
Все эти технологии применяются на каждом этапе логистического процесса, в системах управления складом, в процессе товародвижения, для мониторинга и трекинга перевозок.
Из преимуществ, которые дает цифровизация, можно выделить повышение рентабельности перевозок за счет более точного прогнозирования процессов и уменьшения человеческого фактора, оперативное реагирование под быстро меняющиеся условия рынка, снижение стоимости услуг за счет автоматизации процессов и оптимизации избыточных операций, повышение прозрачности всей цепочки поставок и стабильности показателя «своевременность доставки», а также увеличение скорости доставки за счет совершенствования планирования и прозрачности всей цепочки.
Если говорить о финансовых показателях, то вся логистическая отрасль только в начале пути, в результате которого внедрение ИТ существенно скажется на прибыли. Поэтому об абсолютном влиянии на финансовую составляющую говорить пока сложно. Многие проекты и внедрения на этом этапе двигают компании в сторону повышения качества сервиса и уровня доверия заказчиков для того, чтобы обеспечить базис для привлечения новых клиентов в будущем.
Цифровизация логистической отрасли глазами клиента
Цифровизация грузоперевозок даёт клиенту удобный, качественный и прозрачный сервис и, при правильной организации, позволяет предложить цену ниже. Сейчас на нашем рынке распространен тренд на режим «одного окна», при котором клиент заказывает сложную многосоставную услугу и следит с любого устройства за этапами ее оказания.
Прогнозирую, что основными игроками рынка в будущем будут те компании, у которых все логистические процессы существуют в экосистеме или на единой платформе.