Чтобы поддерживать прогресс цифровой трансформации, CIO должны сотрудничать с различными внутренними и внешними заинтересованными сторонами. Помимо этого нужно пересмотреть работу платформ, ориентируясь на клиента, а не на какие-то мифические внутренние показатели. Рассуждениями на эту тему на портале Enterprisers Project делится технический директор Bounteous Сет Доббс.

CIO находятся на переднем крае цифровой трансформации, и это вряд ли изменится. Преобразования никогда не бывают статичными, потому что они никогда не заканчиваются. Если ваша цель — достичь некоего нового фиксированного состояния, которое сохранится на долгие годы, вы проиграли битву. В конечном счете, цифровая трансформация должна привести к состоянию, позволяющему постоянно меняться и совершенствоваться.

Сегодняшний CIO в большей степени вовлечен в маркетинговые функции, чем в прошлом, и на то есть веские причины. Если раньше директор по маркетингу (CMO) отдавал свои функции на аутсорсинг агентствам, то теперь более важную роль в работе с внешними клиентами играет CIO — во многом благодаря тому, что цифровые технологии создают связи между внешними и внутренними пользователями. И, в отличие от прошлых внутренних усилий, ему необходимо беспокоиться о технологии, используемой людьми, над которыми он не имеет контроля: конечными клиентами.

CIO также необходимо разобраться в новых потребностях внутреннего маркетинга. Их часто привлекают для решения конкретных задач, но они быстро оказываются втянутыми в решение множества других проблем в своих организациях. Учитывая эту реальность, CIO не могут действовать в одиночку. Чтобы добиться устойчивой цифровой трансформации, им необходимо сотрудничать и внедрять инновации совместно с различными внутренними и внешними заинтересованными сторонами.

Учитывая это, ниже приводятся три ключевые цели, которые CIO должны поставить на первое место в списке своих приоритетов.

1. Найти хорошую соединительную ткань

Хотя отделы в организации могут часто общаться друг с другом, каждый из них часто имеет свои собственные цели и задачи цифровой трансформации. Другими словами, может оказаться, что у них нет общей основы для работы. Это часто происходит из-за того, что разные отделы полагаются на разные платформы (например, ERP, э-коммерции или автоматизации маркетинга), каждая из которых имеет свой собственный «центр вселенной». В результате ИТ-организация делится на несколько команд, которые сосредоточены на определенной платформе фронт- или бэкенда. Согласно закону Конвея, архитектура ПО отражает организационную структуру, а не потребности бизнеса или клиента. В связи с этим неизбежны разрозненность данных, а также проблемы, связанные с контролем потоков данных.

Где CIO искать соединительную ткань? Очевидно, что начинать следует с поиска союзников в организации — людей, способных видеть общую картину. Если таковых нет, ищите лидеров, которые знают об изменениях на рынке и стремятся им соответствовать, а также людей, разбирающихся в цифровых технологиях. Полезными могут (и даже должны) оказаться внешние ресурсы, поскольку они не зависят от платформы и поэтому могут видеть общую картину, помогая создать платформу для обмена сообщениями, подчеркивающую общие основы, которые могут быть восприняты остальной частью организации. Что еще более важно, они могут помочь вам разработать дорожную карту для согласования архитектуры с бизнесом и клиентами, а не с конкретными платформами.

2. Разработка архитектуры, ориентированной на клиента, а не на платформы

Слишком часто организации позволяют платформам, которые они внедряют, диктовать им, как они должны смотреть на мир. Но платформы разрабатываются и оптимизируются для достижения целей и показателей самой платформы, которые могут не полностью совпадать с тем, чего хочет достичь организация (желательно, чтобы это была клиентоориентированность). В конечном счете, вам нужна архитектура, ориентированная на клиента, а не на платформу, чтобы обеспечить наилучшие возможности для бизнеса. Чтобы получить максимальную отдачу от этих инвестиций, необходимо продумать стратегию и понять долгосрочные цели цифровой трансформации. Как она будет развиваться после прохождения начальных этапов? Как различные платформы, которые вы внедряете, помогут каждому отделу продвинуться к общей цели — доминированию на рынке?

Важно понимать, что никогда не поздно сделать шаг назад и уточнить свой курс. На самом деле, ваша организация только выигрывает каждый раз, когда вы переосмысливаете цели и начинаете двигаться к новым. По-настоящему клиентоориентированная организация готова адаптироваться, включая смену платформы, если это необходимо, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности — свои и клиентов.

3. Ценность — это больше, чем бюджет

Традиционно ИТ-организации воспринимались как центры затрат, а не как ресурсы, которые могут помочь создать значимую ценность для компании и клиентов. Поскольку все больше компаний для создания ценности привлекают все свои команды, важно признать, что большая ее часть будет создана благодаря свойствам самой технологии (например, воплощение концепции мультиканальных продаж «commerce anywhere»). Другими словами, ИТ необходимы для обеспечения адаптивности и гибкости всей организации. Суть цифровой трансформации заключается в том, чтобы обогнать конкурентов и завладеть рынком. Это потребует инвестиций, но они принесут огромные дивиденды тем, кто внедрит инновации.

В связи с этим возникает вопрос: как CIO может продемонстрировать ценность усилий по цифровой трансформации и даже обеспечить дополнительное финансирование в случае необходимости? Например, если ключевой целью является «commerce anywhere», вам нужно знать сколько клиентов, совершенно новых для бренда, совершают покупки через нетрадиционные каналы? Какова их пожизненная ценность по сравнению с потребителями, совершающими покупки в магазине или через веб-сайт?

Если целью является оптимизация внутренней архитектуры, то здесь нужно провести оценку того, заплатит ли компания за меньшее количество лицензий. Потратит ли юридический отдел меньше времени на обслуживание контрактов? Операционная эффективность не просто снижает затраты, она высвобождает ресурсы, чтобы сосредоточиться на других проектах, которые продвигают бизнес вперед. Успех в цифровой трансформации завоевывается нелегко, но, сосредоточившись на вышеперечисленных целях, CIO может направлять усилия своей организации и в конечном итоге помочь ей достичь того, что она поставила перед собой: гибкости, необходимой для лидерства на рынке.