Чтобы двигаться со скоростью рынка, компаниям нужно стремительно внедрять инновации. Генеральный директор и соучредитель alliantgroup Дхавал Джадав рассказывает на портале InformationWeek о бюрократии, внутреннем сопротивлении и других причинах, которые замедляют цифровую трансформацию.

Пандемия ускорила потребность каждой отрасли в автоматизации и цифровизации процессов. Сочетание нарушений в цепочках поставок, все большей разрозненности рабочей силы и необходимости интеграции новых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО), заставляют компании наращивать усилия по цифровой трансформации для поддержания конкурентоспособности. Однако в ходе моих бесед с владельцами предприятий и финансовыми директорами из разных отраслей — от производства до пищевых технологий — они неоднократно отмечали, что сталкиваются с серьезными препятствиями на пути реализации проектов цифровизации, как при наращивании внутренних усилий, так и при привлечении внешних ресурсов.

Эти проблемы нашли отражение в нашем последнем опросе руководителей высшего звена, который показывает, что хотя почти половина (46%) руководителей понимает, что цифровая трансформация необходима для выживания компании в долгосрочной перспективе, треть опрошенных заявила, что пандемия фактически помешала их организации осуществить ее. Компании осознают, что инновации больше нельзя отодвигать на второй план — настало время искать техническую инфраструктуру, ресурсы и персонал, чтобы преодолеть препятствия на пути цифровой трансформации. Ниже рассмотрены основные из них, и даются советы, как компаниям преодолеть их.

Нехватка технических специалистов

Одна из проблем, с которой постоянно сталкиваются компании, — это отсутствие нужных людей, которые могли бы довести цифровизацию до конца. Почти треть руководителей признали, что совершили одну из самых больших ошибок, не наняв нужных специалистов для реализации проектов. Однако чаша весов на рынке труда склонилась не в пользу работодателей: поскольку для проведения быстрой цифровой трансформации все больше компаний нуждаются в знаниях и опыте, которым обладают технические кандидаты, то они становятся куда более разборчивыми.

42% топ-менеджеров заявили, что доступ к большему количеству специалистов — это главное, что им требуется для внедрения инноваций. То, что многие компании остаются в затруднительном положении, вовсе неудивительно: им просто не хватает работников с навыками, необходимыми для заполнения каждой ИТ- и технической должности. В ответ на это руководители высшего звена инвестируют в образовательные STEM-программы для пополнения кадрового резерва, но взращивание ИТ-специалистов — это долгосрочные инвестиции, которые не решают текущих кадровых проблем.

Поскольку спрос на технических специалистов находится на рекордно высоком уровне, работодателям следует приспособиться к переменам, чтобы стимулировать их наем. Одним из основных изменений стало то, что ИТ-работники покидают крупные города и переезжают в небольшие населенные пункты, поскольку удаленная работа делает это возможным. В ответ на это работодателям следует расширить сферу привлечения специалистов за пределы традиционных высокотехнологичных районов и даже открыть офисы в новых технологических центрах для поддержки своих инициатив. Многие из опрошенных руководителей заявили, что они уже применяют такую практику.

Чтобы восполнить пробел в технических навыках работодатели могут продемонстрировать бóльшую гибкость на собеседовании и гибридный график работы, что позволит воспользоваться экономикой фриланса, а также реализовать инициативы по переквалификации и повышению квалификации. Удержание лучших специалистов является ключевым фактором в работе компаний, поэтому руководители должны постоянно инвестировать в сотрудников, предлагая своим лучшим исполнителям выходить из зоны комфорта, мыслить масштабно и принимать на себя ответственность за инициативы.

Сопротивление изнутри

Помимо проблемы с привлечением сотрудников у руководителей имеется и другая проблема. Треть из них утверждает, что в их организациях слишком много бюрократии, что препятствует успешному внедрению инноваций. Даже если они решаются на проекты цифровой трансформации, их реализация буксует, потому что внутренние бюрократические структуры слишком громоздки. Помимо реформирования структур компании для стимулирования инноваций, респонденты отмечают необходимость изменения внутренней культуры, при этом значительная часть (41%) называет внутреннее сопротивление со стороны сотрудников одним из самых больших препятствий.

Выбор подходящей команды/отдела для реализации цифровых инициатив имеет решающее значение. Опрошенные руководители отметили, что именно неправильный выбор препятствует успеху цифровой трансформации. Даже если инициативой занимается подходящая команда, для успешного проведения цифровизации или автоматизации в масштабах всей компании необходимо, чтобы ее поддерживали все сотрудники. Привлечение опытных консультантов по ИТ и управлению изменениями может помочь облегчить процесс цифровой трансформации, который так часто встречает сопротивление. На самом деле, многие руководители принимают эту стратегию, причем более трети из них считают приоритетными инвестиции в поставщиков/третьих лиц для внедрения новых технологий в течение следующих двух лет.

Открывая путь к успеху

Пандемия не только пролила свет на достоинства цифровой трансформации, но и сделала ее необходимостью для компаний, стремящихся добиться успеха в условиях нового технологического ландшафта. Факторы, начиная от войны за технические кадры и заканчивая внутренним сопротивлением сотрудников и компаний, угрожают остановить инновации на полпути, поэтому изменение методов найма, реинвестирование в лучших исполнителей и обращение к сторонним ИТ-консультантам помогут компаниям оставаться впереди.