Маркит Аллен, старший вице-президент компании Diligent, рассказывает на портале Information Age о важности надлежащего управления для успеха цифровой трансформации.

Кризис COVID-19 заставил компании повсеместно ускорить свои усилия по цифровой трансформации. Столкнувшись с суровым выбором: стать компанией, ориентированной на цифровые технологии, или не иметь бизнеса вообще, компании, которые ранее отставали, были вынуждены в считанные дни внедрять все — от удаленной работы до целых цифровых магазинов.

Согласно исследованию McKinsey, цифровые инициативы, выдвинутые в ответ на пандемию, позволили за считанные месяцы перепрыгнуть семилетний прогресс, поскольку компании действовали в 20-25 раз быстрее, чем считали возможным. В процессе ускорения цифровизации во время кризиса произошли титанические изменения в отношении руководителей к роли технологий в бизнесе.

Сегодня лидеры компаний инвестируют в технологии для получения конкурентного преимущества, переориентируют весь свой бизнес на передовые технологии и создают бизнес-культуру, в которой активно поощряются эксперименты и инновации.

По мере того, как организации будут проводить цифровую трансформацию, направленную на удовлетворение меняющихся потребностей или ожиданий клиентов, расширение сотрудничества и принятие решений на основе данных, достижение устойчивого успеха будет зависеть от принятия принципиальных решений. Это включает в себя соблюдение этических норм.

Определение параметров управления — кто мы и за выступаем?

Поскольку цифровые сервисы и прорывные технологии, такие как искусственный интеллект, большие данные и робототехника, позволяют организациям реагировать на внутренние и внешние события быстрее и эффективнее, чем когда-либо прежде, управление будет иметь решающее значение. Цифровые технологии не только позволяют вам делать те же самые вещи быстрее — они также меняют то, что вы делаете и как вы это делаете.

Если не определить миссии, которые будут способствовать реализации бизнес-стратегии, а также метрики, необходимые для отслеживания и оценки прогресса, это может поставить под угрозу достижение успеха или запланированных результатов. Поэтому организациям необходимо убедиться, что их модели управления соответствуют задаче определения приоритетов и ускорения проектов цифровизации, а также что применяется соответствующее управление рисками.

Поскольку доверие и репутация сейчас занимают важное место в повестке дня потребителей, организациям также необходимо сделать обоснованный стратегический выбор в отношении того, как они планируют обеспечить рост доходов и доли рынка, поскольку заинтересованные стороны, как внутренние, так и внешние, становятся все более нетерпимыми к компаниям, которые размывают или игнорируют этические нормы. Недавние громкие разоблачения небрежного обращения Facebook с данными пользователей и попыток скрыть пагубное влияние своих продуктов являются тому примером.

Поэтому обеспечение надежного надзора за стратегией цифровой трансформации имеет решающее значение, поскольку цифровизация — это гораздо больше, чем просто техническое упражнение. Действительно, ее трансформационный характер затрагивает все аспекты бизнеса и охватывает широкий круг вопросов — от кибербезопасности и управления данными в цепочке поставок до обеспечения соответствия нормативным требованиям.

В конечном счете, подлинное достижение корпоративных целей и реализация инновационных замыслов будут зависеть от того, смогут ли организации наполнить свои проекты преобразований стремлением к выполнению измеримых экологических, социальных и управленческих обязательств и целей, которые повышают отраслевые стандарты и улучшают эффективность бизнеса.

По этой причине есть несколько ключевых вопросов управления, которые должны с самого начала быть в центре внимания руководителей компаний: каковы наши механизмы контроля этого процесса, как будет отслеживаться наша стратегия цифровизации, как выглядит успех и как мы узнаем, если что-то пойдет не так?

Снижение рисков: понимание общей картины

Включение этических принципов в стратегию цифровой трансформации является обязательным условием, а не опциональной возможностью. Например, организации должны обеспечить ответственное и этичное использование данных, которое не является навязчивым, манипулятивным или неуважительным по отношению к другим. Это предполагает прозрачность в отношении сбора, использования или монетизации данных и отслеживание того, как управляется согласие клиентов при предоставлении им доступа к цифровым услугам.

Кроме того, необходимо внедрить надежные процедуры управления и аудита, чтобы можно было выявлять и решать такие проблемы, как алгоритмическая предвзятость. Поскольку организации все больше полагаются на алгоритмы машинного обучения для принятия миллионов решений каждый день, специалисты по цифровым технологиям, разрабатывающие и внедряющие цифровые услуги, должны быть начеку, чтобы не допустить скрытых предубеждений, которые могут нанести вред отдельным людям или самой организации.

Советы директоров могут задать тон в этом вопросе, обеспечив, чтобы разговоры о том, что такое этика, прозрачность и инклюзивность, проводились во всей организации и учитывались на этапе планирования каждого проекта цифровой трансформации. Это включает в себя обеспечение того, чтобы управленческие команды применяли методичный подход к программам цифровой трансформации, чтобы снизить вероятность упущений или неточностей.

Определение системы управления цифровой трансформацией

Поскольку цифровые инновации по своей природе являются новыми, руководители компаний должны убедиться, что используемые политики, процессы и модели управления поддерживают цифровизацию, а не блокируют ее, и соответствуют используемым технологиям.

Назначение основной группы подотчетных руководителей поможет создать фокус и ясность в отношении обязанностей по управлению. Будучи лидерами в области управления, они могут обеспечить, чтобы каждый проект преобразований строился на менталитете, основанном на управлении, и отличался поведением, включающим желание «поступать правильно». В рамках такого подхода цифровизация процессов управления и механизмов контроля поможет снизить любой риск нарушения нормативных требований. Современные платформы управления помогут устранить домыслы из управления цифровизацией, позволив разработать высокоструктурированные системы, снижающие системный риск. Это позволит организациям решать задачу перехода на цифровые технологии действительно этичным и рациональным способом.

В конечном счете, цифровая трансформация подразумевает понимание того, как цифровые технологии позволяют реализовать бизнес-модель организации таким образом, чтобы повысить качество обслуживания клиентов, что, в свою очередь, положительно повлияет на актуальность и долгосрочную устойчивость организации. Вовлечение ИТ, данных и технологических инноваций требует соответствующего надзора для обеспечения конфиденциальности и безопасности, а также соблюдения обязанностей по защите всех заинтересованных сторон — сотрудников, клиентов, деловых партнеров.

Для некоторых организаций этот переход к измерению того, что важнее всего, неизбежно повлечет за собой переход от доминирующей сегодня ориентации на прибыль к более широкому и долгосрочному определению того, что такое надежность и успех.

Согласование цифровой трансформации со стратегическими приоритетами

Проведение цифровых преобразований требует систематического подхода к оценке и определению приоритетов, чтобы обеспечить эффективное достижение целей внедрения. Для некоторых компаний внедрение цифровых инноваций в масштабах компании начинается со стандартизации правил работы с данными, чтобы процессы можно было внедрять централизованно, а также сбора отзывов клиентов, чтобы можно было измерять и совершенствовать инициативы. И чтобы неудачные инициативы были остановлены до их внедрения в бизнес-операции.

Применяя системный подход к управлению цифровой трансформацией, организации смогут создать ясность и подотчетность, необходимые для успешного достижения целей цифровизации. И обеспечить, чтобы решения принимались в соответствии с целями, а стратегии и процессы управления постоянно адаптировались в соответствии с быстрой эволюцией современной цифровой среды.