Успешный CIO должен быть в первую очередь бизнес-стратегом и — вместе со своей командой — быть способным придумывать и внедрять новые бизнес-модели, пишет на портале eWeek Майлз Суер, директор по маркетингу решений компании Alation.

В течение многих лет типичный ИТ-отдел выполнял жизненно важную, но просто определенную роль — установка, обслуживание и поддержка сетей — вне сферы деятельности других бизнес-подразделений. Но с цифровыми преобразованиями, движущими все отрасли, роль ИТ — и стратегия руководства CIO — превратилась из внутренней утилитарной в интегрированную бизнес-функцию, четко связанную с целями организации.

По данным Deloitte, CIO постепенно превращается в технолога, разбирающегося в бизнесе и концентрирующего ресурсы команды на внедрении инноваций, объединяющих профессионалов бизнеса и новейшие технологии. Чтобы лучше понять этот сдвиг, давайте сначала рассмотрим, как изменились ИТ-организации, а затем оценим, какое влияние эти изменения окажут на бизнес в будущем.

Как изменились ИТ-отделы за последние пять лет

ИТ-отделы все больше превращаются в организации, влияющие на изменения, ориентированные на получение прибыли от бизнеса, а не только на автоматизацию бизнес-процессов и сокращение затрат. В результате, CIO продолжают следить за расходами, но сегодня они также намечают пути создания ценности для бизнеса. В последние несколько лет CIO не раз говорили мне, что они больше не будут принимать меры по сокращению расходов без ощутимых бизнес-результатов.

Для обеспечения успеха необходимо сотрудничество между ИТ-руководством и остальным бизнесом. ИТ-службы больше не должны быть изолированы. Современные CIO должны занимать стратегическое место за столом для принятия бизнес-решений, направленных на повышение морального духа сотрудников и создание рабочей силы будущего. Им необходимы технологии и инструменты, способствующие вовлечению сотрудников.

Это означает, что они должны выделять меньше ресурсов на «фабрику» ИТ. Поскольку базовая инфраструктура и функции коммодитизированы — и все чаще будут передаваться на аутсорсинг — усилия ИТ-отдела должны быть направлены на партнерство и бизнес-инновации.

Отличным примером является внедрение облачных технологий. Как отмечает технический директор Государственного университета в Миллерсвилле (шт. Пенсильвания) Стивен ди Филипо, «традиционная рентабельность инвестиций не применима к облачным решениям. Облачная экосистема требует отдельного подхода к финансам, доходам и затратам. Необходима новая модель». Сегодня ИТ-организации должны позволять поставщикам облачных решений и другим партнерам выполнять за них тяжелую работу, если только это не уникальная для компании задача.

В то же время CIO должны поддерживать и поощрять распределенную ответственность за внедрение бизнес-инструментов. Поскольку компании уделяют больше внимания инструментам, приносящим доход и ориентированным на клиентов, таким как CRM, ответственность за них и внедрение этих систем должны передаваться бизнес-специалистам. ИТ-директор Университета Талсы (шт. Оклахома) Пейдж Фрэнсис подытожила эту эволюцию: «Проблемы, с которыми столкнется тот, кто не примет эту новую парадигму, только подтвердят актуальность партнерства бизнеса с ИТ».

Нужно ли организациям корректировать свои ожидания от ИТ

Некоторые организации упорно сохраняют свой исторический взгляд на ИТ, но можно надеяться, что темпы цифровых потрясений развеют старые представления.

Многие из тех CIO, которые считали, что их командам трудно интегрироваться с остальным бизнесом, получили возможность доказать свою состоятельность во время пандемии, но доморощенные стратегии последних двух лет не являются ни разумными, ни устойчивыми в будущем. Возросшее признание роли CIO в беспрецедентных обстоятельствах — положительный фактор, но организациям необходимо планировать более интегрированную роль ИТ в трансформации, как только процессы вернутся к нормальному темпу.

В то же время бизнес должен полностью признать ИТ в качестве партнера по преобразованиям, который не только решает проблемы, но и предвидит и смягчает проблемы до их возникновения. «Бизнес повышает свои ожидания от ИТ-службы по мере того, как она превращается в более компетентную организацию по предоставлению и обслуживанию, которая может говорить на его языке и двигаться вместе с ним», — отмечает бывший CIO Тим Макбрин.

Современный CIO: дипломатия и техническая грамотность

Исходя из этого, как должен выглядеть современный ИТ-директор? Управление ИТ-группой требует дипломатии, понимания бизнеса в целом и владения технологиями — а не только умения обеспечивать бесперебойную работу сетей.

CIO, демонстрирующие финансовые и бизнес-навыки и лидерские качества, а также компании, которые их нанимают, процветают. Темпы цифровых потрясений слишком высоки, чтобы довольствоваться CIO, чьи навыки лежат только в технологической корзине.

«Для современного CIO недостаточно владеть технологиями, — считает CIO Университета Мичигана Кэрри Шумейкер. — Он должен заниматься стратегией и фокусироваться не только на операциях».

Навыки и командный дух ИТ-коллектива

Аналогичным образом, ИТ-команде требуется набор навыков, выходящий за рамки понимания технологий и выполнения проектов — CIO должны нанимать людей, способных придумывать и реализовывать идеи. DevOps — это сегодняшняя мантра.

Кроме того, ИТ-команде требуются «мягкие» навыки. Конечно, технические знания и опыт кодирования всегда будут важны, но лидерство, эмпатия и критическое мышление также имеют решающее значение. Чтобы расширить круг соискателей, ИТ-отдел должен нанимать потенциально пригодных сотрудников и способствовать их обучению на рабочем месте. Сегодня возможен наем людей без традиционного ИТ-образования, потому что стало меньше инфраструктуры, которую нужно запускать, и больше бизнес-анализа Low-code, который нужно выполнять.

В целом, сегодня для успеха организаций, переживающих цифровую трансформацию, требуется больше усилий в следующих областях:

  • управление контрактами и поставщиками;
  • управление продуктами;
  • анализ данных;
  • цифровой маркетинг.

Это означает, что ИТ-организация должна стать более проактивной и менее реактивной и обладать навыками, направленными на критический анализ, а не просто на сбор требований.

Что произойдет в следующие пять лет

CIO считают, что ИТ-организации станут еще более ориентированными на бизнес, чем сегодня. Этот переход приведет к сокращению штата сотрудников, но не к сокращению расходов на технологии. Предприятия, поддерживаемые ИТ, ориентированными на бизнес-анализ, интеграцию и аналитику, будут более гибкими, а ИТ будут полностью распределены и не будут требовать централизованного надзора.

Эта уменьшенная ИТ-организация будет:

  • тесно координироваться с бизнесом;
  • передавать на аутсорсинг большинство услуг и технологий;
  • сосредоточится на работе с бизнесом для создания уникальных возможностей мобильных, аналитических решений и других решений.

ИТ-организации прошлого действительно ответственны за рост производительности, который произошел за последние 50 лет. Однако это больше не является главной задачей для ИТ-организаций. Успешный CIO должен быть в первую очередь бизнес-стратегом и — вместе со своей командой — уметь придумывать и продвигать новые бизнес-модели.