Как оптимальным образом организоваться работу современного предприятия с учетом требований сегодняшнего дня и возможностей существующих технологических возможностей? Это вопрос находится в постоянном поле зрения на различных ИТ-мероприятий в течение трех десятилетий (именно столько времени прошло с тех пор, как компьютеры перестали находиться исключительно в специальных вычислительных залах с доступом к ним почти исключительно программистов и появились на рабочих столах сотрудников) и относится к категории «вечных», поскольку и требования к офису и возможности их реализации постоянно меняются.

Со времен 1990-х можно довольно условно выделить несколько периодов развития понятия «современный офис», которые характеризовались различными уточняющими определениями — «информационный», «интеллектуальный» и пр., но несколько лет назад появилось новой уточнение — «цифровой». И так получилось, что в условиях неожиданно нагрянувшей всемирной пандемии именно вопрос организации офисной работы самых различных предприятий вышел на передний план в общем комплексе задач повышения эффективности деятельности компаний на основе ИТ.

То, насколько развивалась эта тема за последние четыре года, можно наблюдать по серии ежегодных конференций «Современный цифровой офис», проводимых в конце зимы изданием itWeek с 2019 г. Хотя нынешнее, уже четвертое мероприятие прошло в момент, когда пандемия еще не закончилась, его принципиальным отличием от прошлогоднего стало то, что сейчас в центре внимания была организация работы не в кризисной ситуации, а в условиях нормального развития рынка, в том числе с учетом опыта, полученного по ходу двухлетнего ковидного кризиса. Забегая немного вперед, исходя из выступлений экспертов на конференции можно сделать такой вывод: пандемия не открыла каких-то новых принципиально новых рыночных трендов, она лишь ускорила уже существовавшие ранее, ускоренный курс на широкое проникновение цифровых технологий во все сферы нашей жизни сохранится.

«В будущем большинство офисных работников будут трудиться в офисах лишь частично, гибридный формат будет доминировать», — с этого тезиса, который сегодня кажется уже вполне очевидным, начал свое выступление на конференции вице-президент и региональный директор IDC в России и СНГ Роберт Фариш. По оценкам IDC, в Европе в 2019 г. средняя доля людей, работающих в офисе, от общего числа сотрудников составляла 72% и по «доковидным» прогнозам должна была за шесть лет снизиться всего на 6%. Но пандемия внесла серьезные коррективы в этот процесс: в 2020-м эта величина резко упала до 28%, правда потом стала восстанавливаться. Ожидается, что после подъема в 2023-м до 56% доля «находящихся в офисе» опять будет снижаться и в 2025-м составит 46% против 67%, ожидавшихся ранее. По мнению IDC, ИТ-расходы на организацию рабочего пространства будут ускоренно расти и после окончания пандемии, увеличившись в 2024 г/ вдвое по сравнению с 2019-м до отметки более 200 млрд. долл.

Доля сотрудников, находящихся в данный момент в офисе, и величина ИТ-затрат на организацию рабочего пространства (данные IDC по Европе)

Говоря о том, что должна представлять собой современная цифровая инфраструктура в лучшем варианте ее реализации, Роберт Фариш выделил восемь основных аспектов:
  1. физическая инфраструктура должна обеспечивать гибридный режим работы сотрудников с возможностью их подключения вне зависимости от их местоположения. При этом она должна не только соответствовать текущим задачам и существующей нормативно-правовым базы, но и быть готовой в изменению этих требований со стороны как решаемых задач, так и законодательства;
  2. безопасность должна иметь высокий уровень, в том числе в плане обеспечения физической защищенности, но в то же время не снижать производительность и уровень комфортности работы сотрудников;
  3. администрирование должно полностью использовать возможности цифровых технологий и одновременно предоставлять сотрудникам возможность доступ к офисным ресурсам и услугам в режиме самообслуживания;
  4. физическое пространство самого офиса должно быть гибким, чтобы можно был сокращать и расширять его в зависимости от текущих потребностей, в том числе балансируя нагрузку между различными помещениями;
  5. управление внутренним физическим пространством включает как возможность изменения его конфигурации (перестановка столов, перегородок и пр.), так и необходимость соответствующей модернизации компьютерных и коммуникационных технических средств;
  6. анализ офисной ситуации подразумевает не только контроль загруженности рабочих столов, парковочных мест, конференц-залов и комнат отдыха, но также и регулярную оценку удовлетворенности сотрудников условиями их работы. Сводная отчетность о результатах мониторинга и анализа должнf иметь структурированный вид, адаптированный для разных категорий руководителей (генеральный директор, финансовый директор, отдел кадров и пр.);
  7. руководители офиса должны постоянно изучать и анализировать пользовательский опыт, а также контролировать возможность появления тех или иных трений и конфликтов в работе;
  8. реализация модели гибридного офиса требует постоянного управления балансом между различными задачами с точки зрения руководства, интересами сотрудников и нормативными требованиями, при этом придется учитывать наличие нескольких параллельных, зачастую конфликтующих между собой приоритетов.

Именно на противоречиях между гибким режимом работы и необходимостью обеспечения управляемости и безопасности сделал акцент руководитель направления ПК для бизнеса в регионе Восточная Европа компании HP Алексей Покровский. Ссылаясь на данные IDC, он называл сумму, которую в прошлом году компании всего мира потратили на создание гибридных рабочих мест, — 656 млрд. долл., что на 17% большее аналогичных расходов годом ранее.

Он отметил, что в момент начала пандемии два года назад многим казалось, что переход на удаленку является вынужденной временной мерой, но уже в 2021-м, когда нормативные ограничения начали снижаться и даже отменяться, стало понятно, что гибридный режим работы будет для большинства предприятий основным. Этот тренд вполне соответствует представлениям об эффективной и удобной организации труда со стороны как работодателей, так и сотрудников, однако при этом они предъявляют различные, порой даже противоположные требования. Важным является и то, что обеспечение удаленного взаимодействия как основного, а не эпизодического, формата совместной работы, существенно повышает требования к техническому оснащению и офисов, и удаленных рабочих мест. В частности, сегодня уже недостаточно использовать статичные настройки таких систем. Например, вместо веб-камер, жестко фиксирующих изображение человека, сидящего перед монитором, порой нужны устройства, которые будут показывать собеседника, который, скажем, передвигается по помещению во время разговора. Необходимо также использовать автоматически настраиваемые системы шумопоглощения, освещения и пр.

Вполне очевидно, что выход гибридного офиса за пределы традиционного защищенного корпоративного контура несет в себе и резко возросшие риски в плане безопасности, считает Алексей Покровский. И речь тут идет не только об увеличении числа удаленных работников (которые могут трудиться кроме дома также в тех или иных общественных местах), но и о том, что если раньше можно было установить жесткие требования по работе с конфиденциальной информацией исключительно внутри компании, то теперь это реализовать уже почти невозможно. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в последние два года наблюдается резкое повышение киберпреступлений, в 2020 г. их число выросло на 73% (510 300), а в 2021-м — еще на 25%, доля же кибер-составляющей в общем числе преступлений выросла с 21,7% в 2020-м до 26,8% в 2021-м. Мировая динамика выглядит еще более впечатляющей: в 2020 г. было зафиксировано увеличение успешных взломов на 238%, аналитики предсказывают, что в 2025 г. киберпреступность станет глобальной мировой проблемой с ежегодным ущербом в 10,5 трлн. долл. Однако, приведя все эти настораживающие данные, Алексей Покровский заверил, что ИТ-поставщики уже сейчас предоставляют в распоряжение заказчиков все необходимое для обеспечения безопасной работы, и задачей ИТ-отделов является грамотное и своевременное внедрение этих средств.

По мнению ведущего архитектора сетевых решений Aruba HPE Ирины Беловой, за последние два года наблюдались три фазы перехода бизнеса к гибридному офису:

  • вынужденный переход на удаленный режим работы;
  • постепенное безопасное возвращение в офис (социальная дистанция, снижение заполняемости, санитарные меры);
  • переосмысление парадигмы рабочего места, адаптация к новым реалиям и нормам и планомерный переход к гибридному формату.

При этом новые нормы организации труда естественным образом порождают и новые вызовы для ИТ-персонала. В частности, нужно понимать, что вся эта перестройка работы сотрудников (выполняемая в сжатые сроки) ведется в условиях финансового давления, усиленного очевидными экономическими трудностями. Сами требования к ИТ стали менее предсказуемыми и быстрее меняющимися, а сами ИТ-специалисты отмечают, что им не хватает инструментов для автоматизации настройки систем и контроля их функционирования. Вместе с тем, опросы показывают, что руководители ИТ-отделов планируют увеличить использование облачных сервисов и искусственного интеллекта на 38 и 35% соответственно в ближайшее время. Аналитики также прогнозируют ускорение перехода заказчиков к применению новых моделей потребления ИТ, в частности, ожидается, что средний показатель использования ИТ-услуг по подписке вырастет с 34% в 2021 г. до 46% к концу 2022 г.

Ирина Белова порекомендовала ИТ-руководителям направить усилия на создание независимой от местоположения людей производительной рабочей среды на базе современных ИТ-платформ, использовать мощь ИИ и облачных сервисов для упрощения и автоматизации рутинных задач, а также шире применять сетевую аналитику для реализации профилактических и ответных мер для безопасности сотрудников.