Метавселенная изменит способ взаимодействия людей. Этот процесс будет состоять из трех пересекающихся фаз, каждая из которых по-своему повлияет на технологии, рынок и характеристики продукта. Об этом на портале TechRepublic рассказывает главный аналитик Gartner по иммерсивным технологиями Туонг Нгуен.

В настоящее время метавселенная находится и везде, и нигде, одни рыночные наблюдатели превозносят ее как следующую великую инновацию, тогда как другие критикуют за излишнюю маркетинговую накачку в отсутствие четких рыночных перспектив. Но что же такое метавселенная, и чья точка зрения ближе к реальности?

Существует множество различных определений метавселенной, к примеру, Gartner называет ее «коллективным виртуальным пространством общего пользования, созданным в результате слияния виртуально расширенной физической и цифровой реальности». С этой точки зрения, метавселенная является постоянным пространством, обеспечивающим расширенный опыт погружения, а после достижения зрелости она будет служить независимой от устройств экосистемой для дальнейших инноваций.

Переход к зрелой метавселенной будет похож на предыдущие технологические сдвиги, такие как промышленная революция или эра мобильных устройств, поскольку в ходе ее развития появятся новые технологические лидеры, которые, возможно, вытеснят некоторых из предыдущей эпохи. Метавселенная станет эволюционным шагом в развитии Интернета, выступая в качестве коллективного, разделяемого пространства, рожденного в результате слияния физического и постоянного цифрового контента и опыта.

Поэтому будет существовать только одна метавселенная в том же смысле, что и один Интернет; так же, как ни один субъект или организация не владеет и не контролирует Интернет, то же самое будет относиться и к метавселенной. Она будет развиваться в трех пересекающихся фазах: зарождающейся, продвинутой и зрелой. Вот что должны знать технологические лидеры о каждой из этих фаз и об отличительных факторах влияния технологий, рынка и продуктов/услуг, которые будут их определять.

Первая фаза: зарождающаяся метавселенная

Зарождающаяся метавселенная — это этап, на котором мы сейчас находимся, представленный текущими коммерчески доступными продуктами и услугами, такими как социальные сети, онлайн-игры, э-коммерция, криптовалюты и NFT. В зависимости от сферы применения эти технологии могут соответствовать одной или нескольким характеристикам метавселенной (постоянная, совместная, децентрализованная и совместимая).

Однако зарождающаяся метавселенная является неполной. Например, между различными продуктами и услугами, которые в настоящее время рекламируются как метавселенная, нет операционной совместимости. Это происходит не потому, что в каком-то из этих предложений есть недостаток, а потому, что нет стандарта для взаимодействия. Поэтому все существующие технологии и приложения, которые сегодня называют «метавселенной», на самом деле являются предварительными, вдохновленными ею решениями или мини-вселенными.

Чтобы получить массовое признание, любой потенциальный претендент на право называться метавселенной должен поддерживать функциональные возможности, которые предоставляют эти технологии, удобным и прозрачным образом. Например, современные дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) позволяют получить представление о том, как она будет выглядеть. Такие решения все еще считаются предварительными, поскольку пользователи не могут перемещать контент между приложениями, равно как и сами не могут перемещаться между ними.

В ходе первой фазы, которая продлится как минимум до конца 2024 г., наиболее важной задачей для технологических лидеров будет создание устойчивого и прибыльного бизнеса на основе предшествующих метавселенной сценариев использования, таких как AR и VR. В то же время им следует сосредоточиться на изучении и создании предшественников метавселенной. Каждая из ее четырех ключевых характеристик представляет собой возможность и проблему для определения стратегии мета-продукта. Многообещающими предшественниками метавселенной являются такие высокоценные варианты использования, как AR и VR, игровые и навигационные приложения.

Вторая фаза: продвинутая метавселенная

Продвинутые решения метавселенной будут характеризоваться конвергенцией технологий, наблюдаемой на этапе зарождения. Ожидается, что эта фаза наступит между 2024 и 2027 гг. Эта конвергенция также вдохновит новые технологии, которые потребуются для реализации зрелых решений метавселенной, например, методов, позволяющих связать физическое и цифровое пространство в удобном для навигации виде.

Одним из таких примеров являются технологии пространственных вычислений, которые будут занимать важное место на этом этапе. Это могут быть технологии, позволяющие привязать цифровой постоянный контент к физическому (например, цифровая раскраска греческих и римских статуй) или определить местоположение и ориентацию цифрового объекта в физическом пространстве — им может быть цифровой знак, направленный в нужную сторону на улице.

На этом этапе также будут развиваться технологии, наполняющие информационный слой метавселенной. Сюда входят инновации, позволяющие захватывать, создавать и интегрировать цифровой контент для наложения на физический мир, например, технологии для определения и отображения людей, мест, вещей и процессов. К их числу можно отнести графовые технологии, которые устанавливают процессы и отношения между этими элементами.

Для перехода к продвинутой стадии метавселенной должны созреть еще несколько независимо разработанных технологий, включая:

♦ сенсорные технологии, объединение датчиков и технологии, обеспечивающие интеграцию данных. Они позволят системам получить более высокую степень контекста, чтобы сделать полезным геопозиционированный и индексированный контент;

♦ продукты, предлагающие пакетные бизнес-возможности, такие как API, которые предоставляют платформы и возможности продукта для других организаций. Это позволит создавать композитные мета-предложения, переходя от изолированного подхода, основанного на приложениях, к «суперприложениям»;

♦ мультимодальные пользовательские интерфейсы. Они будут способствовать переходу к независимым от устройств впечатлениям, обеспечивая новые, интуитивно понятные способы взаимодействия с физическим и цифровым смешанным миром;

♦ Edge-AI и периферийные вычисления. Они потребуются для обнаружения (например, компьютерное зрение), взаимодействия (обработка естественного языка) и рендеринга большого объема или высококачественного контента.

В ходе второй фазы строительные блоки метавселенной постепенно сложатся, и тогда технологические лидеры смогут развивать портфели продуктов для поддержки опыта метавселенной, например, работая с группами стандартов и протоколов для определения и отслеживания совместимости. Поскольку ни одна организация самостоятельно не будет создавать метавселенную, поставщикам важно присоединиться или создать экосистему партнеров по предоставлению контента и услуг.

Третья фаза: зрелая метавселенная

На этапе, когда метавселенная достигнет зрелости, большинство приложений будут обладать функциями, обеспечивающими совместный и многосторонний опыт. Взаимозаменяемость контента в цифровом опыте будет свидетельствовать о наступлении зрелости метавселенной.

Например, представьте себе динамически обновляемую цифровую заметку, привязанную к физическому объекту, такому как светофор, к которому технические специалисты могут получить доступ и обновить его. Граждане смогут получать доступ к расширенному слою этого контента, чтобы сообщать о деталях, например, о неполадках, и поскольку контент привязан к объекту, все граждане смогут увидеть, когда было сообщено о неполадках, вместо того чтобы дублировать усилия.

Децентрализация данных также позволит обновлять локализованный контент в режиме реального времени. В качестве дополнения к этому, работники городских служб смогут зеркально отображать сценарий отключения в чисто цифровом формате, чтобы моделировать движение транспорта и перебои в обслуживании — это позволит видеть последствия отключения и процесс ремонта. Этот сценарий также можно использовать для совместной работы географически распределенных заинтересованных сторон в режиме реального времени, обеспечивая синхронные рабочие процессы.

Gartner ожидает, что постоянный, пространственно ориентированный и индексированный контент может быть принят на вооружение первыми участниками уже в 2028 г., но рыночные характеристики зрелой метавселенной будут развиваться после 2030 г.

Начиная с 2028 г., видение и потенциал метавселенной станут намного яснее и проще в управлении как для организаций, так и для отдельных пользователей. Она будет построена на вдохновляющих сценариях использования и приложениях, которые появятся во второй фазе, и усилена созреванием смежных технологий, таких как 5G, компьютерное зрение, иммерсивные технологии и цифровые валюты. Таким образом, станут ясны аспекты и функциональные возможности систем, необходимых для создания зрелой метавселенной, что откроет значительные возможности в инфраструктурном слое, и поставщики будут конкурировать за создание основы преобразующей и потенциально вездесущей системы.

Технологическим лидерам, оценивающим рост и влияние развивающихся технологий и тенденций, которые позволяют реализовать опыт метавселенной, стоит уделить пристальное внимание этому спектру эволюции. Рассмотрите доступные возможности взаимодействия, контента и инфраструктуры, чтобы определить, на каком этапе выходить на рынок. По мере созревания этих технологий перед создателями продуктов будет возникать множество возможностей и проблем, связанных с взаимодействием с клиентами и партнерами, но важно рассмотреть потенциальное влияние уже сейчас, поскольку это может потребовать изменения бизнес-моделей для эффективного использования будущих возможностей метавселенной.