О том, какие возможности открывают технологически ориентированные платформенные бизнес-стратегии, на портале InformationWeek рассказывают ведущие эксперты Accenture.

Почти десять лет назад многие руководители компаний осознали, что их бизнес должен стать цифровым. Сегодня повсеместная цифровизация стала обычным делом. Более того, реальностью быстро становится идея «Каждый бизнес — это бизнес на платформе».

Для доказательства достаточно взглянуть на то, как платформы перестраивают цепочки создания ценности бизнеса. Независимо от того, осознаем мы это или нет, практически каждый человек на планете сегодня ежедневно контактирует с платформенными технологиями. Расширяющийся спектр платформ, которые все больше и больше питают экономику, меняют то, как мы все живем, общаемся и ведем бизнес.

Пандемия повысила потребность в платформенных подходах, поскольку предприятия стремились удовлетворить срочный спрос на безопасные, удобные и последовательные продукты и услуги. Однако платформенная революция только началась: по оценкам Всемирного экономического форума, в течение следующего десятилетия 70% новой экономической ценности будет создано благодаря бизнес-моделям на базе цифровых платформ.

От конвейера к платформе

Это огромная возможность, которую не может позволить себе игнорировать ни одна организация. Именно поэтому так много компаний из всех отраслей пытаются понять, как они могут использовать мощь платформенных технологий. При наличии правильной стратегии и технологий это может сделать каждое предприятие. Отправной точкой для успешного перехода является понимание того, что платформенный бизнес означает разрыв с прошлым.

Первая промышленная революция — и глобальная экономика до появления цифровых технологий — были основаны на конвейерных предприятиях с тремя определяющими характеристиками. Во-первых, массовое производство, когда на крупных производственных линиях производилось все — от автомобилей до обуви и лекарств. Во-вторых, массовое потребление этой продукции потребителями по всему миру. В-третьих, глобализованные цепочки поставок, соединяющие массовое производство с массовым потреблением.

Платформенный бизнес имеет три совершенно иные характеристики. Во-первых, производство распределено и демократизировано: вместо того, чтобы все пассивно получали один и тот же продукт — скажем, газету, фильм или игру — любой потребитель (или просьюмер) может создать и загрузить свой собственный продукт для распространения в экосистеме. Из этого вытекает вторая характеристика: персонализированное потребление, поскольку люди создают свои собственные траектории опыта — например, погружение в YouTube вместо просмотра ТВ. Третья черта: глобальная цифровая подключенность — бесшовная связь между распределенным производством и персонализированным потреблением, устраняющая посреднические отношения.

Две возможности платформы: продукт или помощник

Платформы, рожденные в мире цифровых технологий, обладают этими характеристиками. Но когда традиционные предприятия переходят в мир платформ, им не обязательно нужны все три характеристики. Например, глобальный ритейлер пришел в платформенный бизнес, чтобы переосмыслить клиентский опыт и создать новые экосистемы, опираясь на облачные технологии для краудсорсинга дизайнерских идей и персонализации потребления каждого клиента. Но это не влияет на распространение качественной продукции среди потребителей.

Как подчеркивает этот пример, существуют две разные возможности платформы. Для компаний, рожденных цифровыми технологиями, платформа — это фактически продукт, который они продают своим клиентам. Она является их основным источником дохода и представляет собой не зависящую от отрасли многопользовательскую среду, которая опирается на мощь экосистемы и сетевой экономики. В отличие от этого, для традиционных компаний, которые используют платформу для продажи своих продуктов клиентам, платформа является вспомогательным средством. Она действует как ускоритель доходов, предоставляя свою структуру для обеспечения высокоскоростной маневренности, интеграции внутренних и внешних экосистем и открытия новых возможностей. При этом она в значительной степени адаптирована к конкретным отраслевым потребностям.

Чтобы представить себе эти различия, возьмем гостиничную сеть и сервис краткосрочной аренды жилья. В последнем «продукция» — дома и квартиры, в которых останавливаются клиенты, — распределена по всей стране или по всему миру, а реальным продуктом является способность платформы понимать предпочтения людей и связывать их с подходящими владельцами недвижимости. В отличие от этого, гостиничная сеть сохраняет контроль над своим основным продуктом — отелем — но использует технологии платформы, глобальную подключенность, данные и искусственный интеллект для персонализации опыта потребления для каждого отдельного гостя.

Вот еще один пример того, как традиционный бизнес использует возможности платформ. Электрическая компания испытывала ранний вечерний всплеск спроса на электроэнергию в каждом районе. Причина? Люди возвращались домой в одно и то же время и включали свои кондиционеры. Чтобы учесть этот всплеск, компания создала платформу для энергосистемы, которая синхронизируется с термостатами в тысячах домов клиентов и синхронизирует охлаждение в каждом из них, чтобы сгладить всплеск спроса и снизить вероятность потери электроэнергии.

Как пройти этот путь

Как ваш бизнес может присоединиться к платформенной революции? Разработать бизнес-стратегию, а затем выяснять, как технология может ее поддержать, — не лучший подход. Вместо этого необходимо создать бизнес-стратегию с платформенной технологией, встроенной в ее основу с самого начала. Затем ваша компания может использовать эту скоординированную стратегию для реализации новой ценности бизнеса с помощью трех шагов:

  • Переосмыслите бизнес-модель вашей компании и клиентский опыт. Это означает формирование вашей платформенной стратегии и основополагающей бизнес-модели путем определения того, какие потребности клиентов желательно, возможно и целесообразно удовлетворять с ее помощью, а также наиболее подходящих для этого сценариев. Будь то фармацевтическая компания, переосмысливающая сквозной опыт вакцинации, или компания, производящая обувь для бега, переосмысливающая опыт спортсмена, это обычно требует очень специфического отраслевого подхода.
  • Пересмотрите свою организацию и экосистему партнеров. Чтобы переосмыслить клиентский опыт, необходимо пересмотреть существующую организацию, кадровый резерв, операционную модель и партнерские экосистемы — и, как правило, полностью изменить их. Это означает принятие мышления, ориентированного на платформу и облако, а также выявление и привлечение новых стратегических партнеров (возможно, межотраслевых) для присоединения к платформе. Примеры таких экосистем: от сообщества разработчиков мобильных приложений для конкретной ОС до сотрудничества автопроизводителя с дисконтными шинными магазинами.
  • Запустите свою платформу быстро и стимулируйте ее внедрение. В мире платформ традиционные годовые или полугодовые циклы выпуска новых предложений или функциональных возможностей слишком медленны. Компаниям нужны нативно-облачные архитектуры платформ, которые используют автоматизацию и управление продуктами с помощью технологий для быстрого внедрения инноваций на основе данных (в том числе от третьих лиц через API) — для принятия интеллектуальных решений, которые постоянно повышают эффективность работы и улучшают качество обслуживания клиентов. Пример: крупная нефтяная компания интегрировала данные реального времени из всех подразделений, чтобы лучше обосновать принятие решений о размещении следующей буровой установки.

Выполните эти три шага, и ваш бизнес сможет реализовать потенциал платформенной экономики. Не думайте, что платформы предназначены только для технологических компаний. Каждый бизнес может стать платформенным.