Согласно тревожной мировой статистике, 69% ИТ-проектов проблемные: часть из них не доводятся до завершения, а другие не дают результата, на который изначально рассчитывал заказчик. Но почему не 100%-ная успешность? Всё ли зависит от исполнителей-внедренцев? Или есть ответственность заказчиков?

Я исследовала этот вопрос, анализировала причины, много общалась с разными внедренческими компаниями, в том числе и с лидерами цифровой трансформации. И пришла к выводу, что одна из основных причин — это изначальная неготовность заказчика к цифровизации. Ведь многие до сих пор не понимают, что такое цифровая трансформация бизнеса, и путают понятие «цифровизация» с более привычной «автоматизацией». А раз люди заблуждаются и часто подменяют одно понятие другим, думая, что это синонимы или очень похожие процессы, то и результаты подобных проектов оказываются неудачными.

Поэтому предлагаю разобраться с этой путаницей, определиться с терминами «автоматизация», «цифровизация», «цифровая трансформация» и выявить основные заблуждения на этот счёт.

Понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация» я буду употреблять как синонимы, хотя в некоторых источниках рекомендуют их различать. Например, есть мнение, что «цифровая трансформация — это результат успешной цифровизации», с чем я не могу согласиться. Само слово «трансформация» произошло от латинского «transformatio», что означает преобразование, превращение, а это и процесс, и результат.

Словосочетание «цифровая трансформация» появилось в нашем обиходе не так давно, но его быстро подхватили как модный тренд политики, бизнесмены, маркетологи, работодатели. В объявлениях вакансий можно теперь найти много новых придуманных должностей: директор по цифровизации бизнеса, руководитель проектов по цифровой трансформации... Соискатели, отвечая на запрос рынка, тоже начали писать в своих резюме, что они, например, «провели цифровизацию логистического центра». Что? Начинаешь общаться с такими кандидатами, выяснять реальное положение вещей, и оказывается, что на самом деле они просто автоматизировали какой-то участок по логистике.

К сожалению, многие до сих пор не различают автоматизацию и цифровизацию, полагают, что теперь «красивее и моднее» говорить «цифровая трансформация», тем самым показывая свою образованность и продвинутость. Но давайте разберёмся.

Автоматизация — это перевод ручной работы в автоматизированный режим, когда, например, не вручную документы передают через секретарей, курьеров или почтамт, а через электронный документооборот (далее — ЭДО). Или, например, автоматизировали склад — наклеили метки для считывания специальным оборудованием, проводят инвентаризацию, сканируя штрихкоды или считывая RFID-метки. Тем самым автоматизация позволяет значительно ускорять, менять, улучшать разные процессы бизнеса, которые до этого делались вручную и занимали больше времени. Цель автоматизации — повышение эффективности того или иного бизнес-процесса или нескольких бизнес-процессов одновременно.

Так чем же это отличается от цифровизации, у которой, вроде, похожие цели?

Да, после автоматизации и цифровизации должна улучшаться эффективность бизнеса, меняться в лучшую сторону какие-то процессы. Но в ходе цифровой трансформации на самом деле создаётся бизнес по-новому, сильно отличающийся от того, что было до неё. Теперь «новый бизнес», в том числе, основан на сборе и анализе данных — он очень серьёзно их использует с максимальной эффективностью. Происходит переход в другое измерение — цифровое, и компания значительно трансформируется вместе со всеми своими процессами.

Важно!

Если в компании просто внедрили какой-либо программный продукт — это автоматизация.

Если перевели учёт, например, с «1С: Управление производственным предприятием» на «1С: ERP» или перешли с SAP на другую ERP-систему — это тоже не цифровизация, а автоматизация.

Цифровизация или цифровая трансформация обязательно подразумевают под собой перестройку бизнес-модели компании с целью кардинально изменить процессы бизнеса, сделать их быстрее, эффективнее, масштабнее. Цифровизация — это суть бизнеса, её неотъемлемая часть, переход в другое измерение. Бизнес после цифровой трансформации становится другим, гораздо более технологичным.

С помощью автоматизации происходит освобождение от механической, рутинной работы, оптимизируются бизнес-процессы.

Цифровая трансформация компании — это бизнес-реформа, важный проект, который задумывается собственником или топ-менеджментом, чтобы «переизобрести» свою компанию на новом технологическом уровне.

Например, если пиццерия решила создать ИТ-систему для приготовления пиццы, чтобы делать её в огромных количествах, в разных городах и оперативнее доставлять, чем другие конкуренты, то это задача для проведения цифровой трансформации с перестройкой множества бизнес-процессов в самой компании. Т. е. для приготовления пиццы владелец бизнеса, имея такие глобальные цели, строит новую цифровую бизнес-модель. Это позволит ему завоевать рынок, отстроиться от конкурентов, масштабировать бизнес.

В результате цифровой трансформации значительно модифицируются процессы, что может привести и к изменению самого бизнеса. Например, логистический оператор превратился в известный маркетплейс, а компания, которая выдавала микрозаймы на местах, стала ИТ-порталом для выдачи микрозаймов онлайн.

Интересное мнение по поводу отличий автоматизации от цифровизации высказал генеральный директор и совладелец многопрофильного холдинга «Адитим» Георгий Солдатов: «Представим некий бизнес, в котором провели то ли автоматизацию, то ли цифровизацию, не сильно разбираясь в этих понятиях, а потом попытаемся всё вернуть, как было до этих процессов. Если бизнес после этого без сильных потерь будет работать, то значит была автоматизация. А если невозможно вернуть назад, как было, поскольку бизнес сильно поменялся, тогда это цифровизация. Компания после цифровой трансформации становится другой и убрать, отменить её уже нельзя, это неотъемлемая часть бизнеса, неотделимое улучшение, как мы говорим про квартиру после её перепланировки и перестройки, а не после косметического ремонта. Если автоматизация позволяет нам увеличить эффективность в хороших ситуациях на 30-50%, то после цифровизации наш бизнес может стартануть на 1000%. После этого назад он вернуться не может и, конечно, не захочет. Однако далеко не всем бизнесам нужна цифровизация».

С этим последним уточнением, которое дал Георгий Солдатов, и с которым я согласна, давайте разбираться подробнее. Почему при таких отличных результатах после цифровизации не всем компаниям она нужна?

Всем ли стоит проводить цифровую трансформацию? Каким компаниям нужна цифровизация, а кому достаточно автоматизации?

1. Стремление к лидерству

Если компания стремится к лидерству в своей нише или отрасли, то ей необходимо пойти по пути цифровизации, чтобы быть впереди рынка. Новые бизнес-модели помогают приятно удивить клиента, привлечь его и сделать лучшее предложение потребителям своей продукции или своих услуг. Например, автосервис, чтобы отличаться от тысячи подобных мест, перестроил и автоматизировал все свои бизнес-процессы. Благодаря этому, при сдаче автомобиля в ремонт или на ТО, система выдает клиенту результат — через сколько минут можно забрать свою машину. К тому же все процессы в этом автосервисе связаны с мобильным приложением, в котором клиент отслеживает в режиме реального времени, что делают с его автомобилем.

Есть компании, которые довольствуются малым и не ставят перед собой амбициозных целей, им вполне достаточно автоматизации.

2. Высококонкурентная ниша

Цифровизация нужна тем отраслям бизнеса, где высокая конкуренция, и компания хочет выиграть в этой борьбе или быть среди лидеров, а не аутсайдеров. Сейчас, например, почти для всех компаний агропромышленного комплекса, где усиливается конкуренция, нужна цифровизация, чтобы занять определённую долю рынка благодаря цифровым технологиям.

Если же компания «местечковая», работает в небольшом городе или посёлке, конкурентов у неё почти нет, то тогда ей достаточно автоматизации. По крайней мере, до того момента, пока в её район не придёт сильный конкурент (а кто знает, придёт он или нет, и как скоро?). Если это произойдёт, то может быть поздно перестраиваться и придётся закрываться или реструктуризировать бизнес. Все же видели, как крупные сетевые супермаркеты открывали новые центры торговли, и маленьким магазинчикам, которые там были прежде, приходилось покидать насиженные места?

3. Расширение рынка сбыта

Если компания собирается расширять рынок сбыта, выходить в новые города или страны, то для масштабирования ей необходимо пересмотреть бизнес-процессы, трансформировать их и провести цифровизацию. Это относится и ко всем крупным территориальным, всероссийским проектам, которые изначально или в процессе работы решили стать известными на всю страну — им необходима цифровая трансформация (например, региональная компания такси решила предоставлять свои услуги по всей стране).

4. Сложная логистика

Если у компании множество сложных логистических процессов, включая международные, то они вряд ли выживут без цифровизации, особенно в нестабильное время, когда многое часто меняется в логистической сфере (пандемия, санкции, импортозамещение и пр.). В логистике перестройка процессов может позволить быстрее доставлять груз из точки А в точку Б. Если в этом может помочь цифровизация, то она необходима для компании.

5. Нестабильность на рынке

В период хаоса, экономических и прочих кризисов, когда многое меняется в сфере потребления и партнёрских взаимоотношений, важно успевать быстро перестраивать работу компании, изменять бизнес-процессы, чтобы держаться на плаву. Здесь, конечно, может помочь цифровизация. Вспомним хотя бы переход на «удалёнку» во время пандемии или массовый отказ от сотрудничества международных компаний с Россией в 2022 году, когда нужно было искать новых подрядчиков и партнёров, оперативно менять схемы работы.

Если же компания не планирует оцифровывать свою систему принятия решений, а решения принимает человек на основе интуиции, в таком случае достаточно автоматизации.

6. Онлайн-торговля

Если торговая компания решила расширять свой бизнес и стать маркетплейсом (а это конкурентная сфера), то ей необходимо проводить цифровую трансформацию.

Если же небольшой производитель или продавец на волне популярности онлайн-торговли решил начать сотрудничество с маркетплейсом, то для этого ему достаточно будет автоматизации.

7. Удобство, сервис и скорость

Компании, которые стремятся к ускорению своих бизнес-процессов, к улучшению своих услуг, к изобретению удобных сервисов для клиентов и готовы для этого повышать эффективность своих бизнес-процессов, обязательно придут к тому, что им нужна цифровая трансформация. Поскольку цифровизация — это захват доли рынка с помощью перестройки бизнес-процессов с целью делать всё быстрее, эффективнее и удобнее для своих клиентов.

Если же собственнику нравится работать, как он это делает уже многие годы, он не хочет ничего менять в своём бизнесе, то с таким мышлением начинать цифровизацию бесполезно.

Итак, мы разобрали, в чём ключевые отличия автоматизации от цифровизации и каким компаниям что рекомендуется выбирать. У вас может возникнуть резонный вопрос: если моя компания уже автоматизирована, и я решил идти к цифровой трансформации, как мне быть? Неужели все усилия по автоматизации были зря?

Вовсе нет, поскольку цифровизация подразумевает под собой несколько стадий развития предприятия, одна из которых — как раз автоматизация.

Три стадии развития компании: от автоматизации к цифровизации

На первой стадии всё начинается именно с автоматизации «рутины», когда улучшается работа компании и повышается её эффективность, благодаря ускорению обработки бизнес-информации. При этом сами бизнес-процессы на этом этапе не меняются.

После того, когда всё необходимое автоматизировали, перевели по максимуму процессы с ручного труда в автоматический режим, в компании появляется база с накопленными данными (например, в «1С: ERP»). Теперь её можно собирать и анализировать. Это вторая стадия на пути к цифровизации — этап накопления информации и её анализа.

Как можно использовать собранную информацию, чтобы она стала драйвером для последующего роста бизнеса? Например, один из моих заказчиков реализовал успешное планирование закупок на год вперёд с хорошими скидками у поставщиков, поскольку у него накопилась необходимая для анализа и прогноза информация.

Третья стадия — цифровизация. На этом этапе можно понять, как на самом деле и для каких целей работает предприятие, тут уже можно эффективно оцифровать все исследованные бизнес-процессы и в каждом из них определить, что работает хорошо, а где «узкие» места. В ERP-систему можно встраивать математические модели, и тогда она будет выдавать решения человеку, что рекомендуется делать. Если речь, например, о сельскохозяйственном предприятии, то у меня есть позитивные примеры, когда система подсказывала руководителям бизнеса, что конкретно и на каком поле посадить, сколько для этого потребуется транспорта, времени и пр. В результате третьего этапа за человека уже принимает решения система — это и есть цель цифровизации.

Если компания внедрила у себя программу ERP, как понять: у меня на предприятии автоматизация или уже цифровизация?

Рассмотрим данный вопрос, поскольку это тот порог, на котором многие спотыкаются, и здесь возникают заблуждения о наличии цифровой трансформации.

Если вы автоматизировали всю рутину, «первичку», проанализировали свои бизнес-процессы и поняли, где они работают хорошо, а где плохо, т. е. определили числовые показатели, допустимые диапазоны для разных процессов (например, по скорости отгрузки, скорости сборки заказа и пр.), и выявили, где у вас «узкие места» в бизнес-процессах, где вы не попадаете в числовой диапазон, а что прекрасно функционирует — поздравляем, вы на пути к цифровизации (но это ещё не она!). А когда вы начали создавать цифровую бизнес-модель, чтобы за вас система принимала решения, вот на этом этапе вы уже перешли к цифровой трансформации бизнеса и поменяете роль человека в своих бизнес-процессах. Это значит, что скоро у вас на предприятии появятся две категории людей: сотрудники, задающие алгоритмы для системы, и персонал, исполняющий решения системы.

Яркий пример цифровой трансформации — это изменения бизнеса такси за последние пару лет. Появились компании-агрегаторы заказов и полностью поменяли эту сферу, вытеснив с рынка небольшие таксомоторные предприятия, которые и не думали о цифровой трансформации (кстати, где они теперь?).

Подведём итог: когда компания начинает улучшать свои бизнес-процессы, задаёт для этого алгоритмы и стремится нарастить операционную эффективность, тем самым она переходит к изменению бизнес-процессов и с автоматизации начинает переход к цифровой трансформации. В результате цифровизации на основе анализа данных происходит автоматизация принятия решений для бизнеса.

Основные заблуждения собственников о цифровой трансформации

1. «Это не дорого, поскольку мы можем нанять в штат пару недорогих программистов, „айтишников“, которые и проведут нам цифровизацию бизнеса». Для автоматизации предприятия это был вполне рабочий инструмент, но и он в последнее время «поломался», поскольку и зарплаты опытных ИТ-специалистов значительно выросли, и сами программы стали гораздо сложнее для их адаптации под нужды конкретной компании. В ERP-системах добавилось очень много функциональных возможностей, и нужно уметь использовать их правильно, иметь именно такой опыт. Поэтому, если собственник стремится к цифровизации, то всего «пара айтишников», на которых этот процесс «повесят» в его компании, вряд ли с ним справятся. Не в их компетенциях разработка или доработка модели бизнеса.

2. «Это быстро». Над процессом цифровизации работает целая команда во главе с архитектором проекта. С учётом выстраивания бизнес-модели «как должно быть» и перестройки всех необходимых бизнес-процессов, процесс цифровой трансформации не может занимать меньше 18 месяцев (в зависимости от масштабов компании).

3. «ИТ-специалисты всё сделают сами, бизнес ни при чём, перестраивать ничего не придётся». Если собственник компании ждёт, что «айтишники» принесут ему идеи какой-то волшебной цифровой системы, которую можно встроить в его хаотичные бизнес-процессы, ничего при этом не меняя... Это заблуждение, мы все хотели бы иметь такую волшебную таблетку, но её пока не изобрели. Поэтому очень важно, чтобы понимание реальности появилось в голове у генерального директора или собственника, если они действительно хотят цифровизировать свой бизнес — для этого прочитайте, например, мою книгу «Цифровая трансформация бизнеса. Практические советы для первых лиц компаний», статьи о цифровизации в прессе и обзоры внедрённых кейсов в Интернете. Либо ждём, когда изобретут волшебную таблетку, но это — в отдел фантастики.

4. «Цифровизация — это круто, все крутые компании её делают, давайте и мы». Есть категория людей, которые могут погнаться за крутизной, а не осознанно подойти к проекту цифровой трансформации. Если при этом не разобраться, что это серьёзный шаг в направлении постоянной оптимизации своего бизнеса и его перестройки, то в процессе у собственника могут быть разочарования и даже остановка или заморозка проекта на полпути.

5. «Цифровизация — это почти что автоматизация, я уже автоматизировал свою бухгалтерию, это было легко, и с цифровизацией будет также». О путанице в понятиях автоматизации и цифровизации я рассказала выше, но ещё отмечу, что цифровая трансформация — это больше про изменение мышления как собственника компании, так и его топ-менеджмента. Им важно понять, что при цифровизации недостаточно просто автоматизировать существующие процессы, во многих случаях придётся пересобрать свой продукт или придумать новые услуги. Цифровая трансформация — это, прежде всего, трансформация бизнеса!
Ольга Васильева, основательница и генеральный директор группы компаний “Формула”, автор книги “Цифровая трансформация бизнеса. Практические советы для первых лиц компаний”