Международное кадровое агентство Kelly Services опросило около 1000 кандидатов, чтобы выяснить, как изменились бизнес-процессы в компаниях в связи с переходом в онлайн. Большинство адаптировались к онлайн-формату работы, и кандидаты не видят разницы между онлайн и офлайн встречами, однако утверждают: онлайн формат сильно экономит время, но также снижает эффективность коммуникации.
Больше половины опрошенных — это специалисты (52%), а также руководители (34%), работники начального уровня (6%) и топ менеджеры (9%) из Москвы и Санкт-Петербурга (68%) и других регионов (32%). Чуть больше трети (36%) опрошенных работают очно в офисе или на производстве, такое же количество респондентов (36%) перешли на гибридный режим работы. Полностью дистанционно работают 22% сотрудников. Еще 5% признались, что не работают в данный момент.
Среди опрошенных больше половины (52%) работают в международных компаниях, 38% являются сотрудниками российских частных предприятий. Еще 5% — это представители российских государственных компаний. 4% респондентов ответили, что работают на себя, а чуть больше 1% — это работники российских государственных структур.
По результатам опроса 35% компаний перевели более 50% своих сотрудников на удаленный или гибридный формат работы. Еще 18% опрошенных поделились, что в их компаниях на дистанционке находятся от 25% до 50% сотрудников. Примерно такое же количество работодателей (19%) обеспечивает удаленный формат работы для менее чем 25% своих работников. Есть и те, кто полностью перешел в онлайн-формат — таких среди опрошенных 8% сотрудников, а 19% респондентов поделились, что отказались от удаленного режима работы.
В компаниях сильно трансформировался формат коммуникации с клиентами и партнерами. Значительная часть (59%) опрошенных отмечают, что большинство совещаний и конференций проходят онлайн, за исключением событий, которые требуют личного присутствия должностных лиц (сдача работ на производстве, др.). Практически четверть респондентов (23%) ведут все бизнес-коммуникации полностью в онлайн формате. Меньшинство (18%) тех, кто отказался от удаленного формата работы.
В связи с изменением режима работы, респонденты также рассказали, насколько эффективно проходят онлайн-встречи. Большинство (38%) не видят разницы в скорости коммуникации, однако 32% считают, что она стала хуже в сравнение с личными встречами. Почти половина опрошенных (45%) отмечают, что нет различий в затрачиваемом времени, которые уделяется на подготовку и проведение встреч, но все же 39% утверждают, что время, затрачиваемое на подготовку к встречам, использовалось более эффективно. Что касается результативности онлайн встреч — 47% процентов сотрудников не видят принципиальной разницы, когда 37% отмечают, что результативность онлайн встреч ниже по сравнению с офлайн форматом.
Командировки сотрудников также были адаптированы для онлайн формата. 52% опрошенных отмечают, что большинство встреч, для которых раньше требовались бизнес-поездки, проходят онлайн, за исключением событий, которые требуют личного присутствия должностных лиц на производстве. Еще для 12% сотрудников все выездные командировки были переведены в онлайн формат. Но для 36% респондентов командировки продолжаются в обычном режиме.
Помимо бизнес-процессов изменения коснулись и рабочих пространств. Подавляющее большинство (79%) опрошенных отмечают, что офисные пространства сократились до 30%. Еще 13% респондентов поделились, что компании сократили от 30% до 60% рабочих зон. 5% ответили, что в их офисах ограничили от 60% и более офисных площадей из-за перехода в онлайн. Меньше всего тех, что полностью отказался от офисов — 3% сотрудников.
Более трети (35%) сотрудников признались, что после отмены ограничений в их компаниях планируют восстановить корпоративные мероприятия и тимбилдинги. Это еще раз говорит о том, насколько люди соскучились по живому общению. Среди опрошенных, 21% рассказали, что в их компаниях намерены вернуть офлайн встречи с клиентами и партнерами, и еще столько же (21%) хотят вернуть сотрудников в офисы. Также компании готовы восстановить бизнес-поездки — среди опрошенных таких 19%.
Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services Россия и Польша, отметила: «К 2022 году большинство компаний успешно адаптировали как внутренние, так и внешние бизнес-процессы к онлайн формату. Однако, уход на удаленку и гибрид, решив проблемы пандемии, поставил новые вопросы: как мотивировать людей на расстоянии? Как отслеживать эффективность их работы? Как удерживать в тонусе проектные команды? Многие сотрудники остро ощущают нехватку офисной жизни, личных встреч с коллегами и руководителями, особенно это касается новичков и молодежи. Поэтому, как только пандемийные ограничения будут снижены, мы ожидаем возвращения многих процессов обратно в офлайн формат».