Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал затраты организаций и населения на развитие цифровой экономики по итогам 2021 г.

Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики характеризуют совокупный объем затрат всех секторов экономики на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг (далее также — цифровизацию).

В их состав входят: внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг, и затраты домашних хозяйств на использование цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2021 г. составили 4,8 трлн руб. (+19,3% по сравнению с 2020 г., в фактических ценах). Их доля в ВВП, продемонстрировавшем опережающий рост (+22%), сократилась с 3,8 до 3,7%.

Прирост объема валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики в 2021 г. более чем вдвое превысил доковидный (+8% в 2019 г.), вернувшись к положительным значениям (в 2020 г. снижение на 0,8%).

Структура валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики приблизилась к доковидному соотношению: доля домашних хозяйств, оплативших в 2020 г. дополнительные затраты на цифровые товары и услуги из-за массового перехода на удаленную работу, сократилась с 44,3% до 39,2% в 2021 г., организаций — выросла с 55,7 до 60,8%.

Внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг (включая затраты на исследования и разработки в области цифровых технологий) составили 2,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. По сравнению с 2020 г. их объем в фактических ценах вырос на 30,3%.

Расходы населения за этот период увеличились лишь на 5,5%, достигнув 1,9 трлн руб.

Около половины (48%) общего объема внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг приходится на финансовые и страховые компании (13%, 384 млрд руб.), ИТ-отрасль (12,8%, 378 млрд руб.), сферу телекоммуникаций (12,5%, 369 млрд руб.), профессиональную, научную и техническую деятельность (10,4%, 307 млрд руб.).

Среди отраслей предпринимательского сектора самые высокие темпы роста затрат отмечаются в строительстве (в 2,4 раза в фактических ценах по сравнению с 2020 г.), ИТ-отрасли (в 2,3 раза), оптовой и розничной торговле (в 2 раза), добыче полезных ископаемых (в 1,8 раза). В числе лидеров и социальная сфера — в сфере культуры израсходовано на продукты и услуги, связанные с цифровыми технологиями, в 3,9 раза больше, чем годом ранее, в здравоохранении — в 1,6 раза.

В структуре затрат организаций на цифровизацию за год значительно (на 21%) увеличились расходы на приобретение программного обеспечения (далее — ПО), его адаптацию и доработку, выполненные собственными силами. При этом опережающими темпами росли закупки российского ПО — его доля в закупках ПО составила 34% против 31% в 2020 г. Более чем втрое увеличились «прочие внутренние затраты на внедрение и использование цифровых технологий», основная часть которых приходится на оплату труда специалистов по ИКТ. Практически не изменился объем затрат на приобретение машин и оборудования, связанных с цифровыми технологиями. На фоне общего роста затрат на цифровизацию, почти на 30% снизились объемы расходов, пик роста которых пришелся на пандемию, — обучение сотрудников, связанное с внедрением и использованием цифровых технологий, и приобретение цифрового контента.

В видовой структуре внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг по-прежнему наибольшую долю занимают расходы на приобретение машин и оборудование (37,3%).

В структуре расходов населения на цифровые товары и услуги основную долю занимает оплата услуг электросвязи. В 2021 г. на эти цели потрачено порядка 1,1 трлн руб. (58% совокупного объема затрат домашних хозяйств на цифровые технологии). Примерно в одинаковом объеме население тратит на покупку цифрового контента (276 млрд руб.) и мобильных телефонов (261 млрд руб.). По сравнению с 2020 г. расходы на эти цели выросли на 20 и 18% соответственно. Значительно выше — на 37% — увеличились траты населения на приобретение вычислительной техники (150 млрд руб. в 2021 г.).