Современное общество (тем более постиндустриальное и информационное) в общем-то уже не очень подвержено влиянию исторических суеверий, но все же порой с дурными знаками предпочитает не связываться. В этом плане корпорация IBM в очередной раз продемонстрировала свою веру в прогресс и собственные силы, показав, что ей чужда трискаидекафобия (болезненная боязнь числа 13)*. Очередная ежегодная российская конференция IBM Lotus Forum '2010, традиционно состоявшаяся в конце сентября в Москве, в самом обозначении своей нумерации — XIII — показала веру компании в рациональные основы, что было отражено в нынешнем названии этого мероприятия: “Разумное сотрудничество для разумной работы”.

Программное семейство Lotus хорошо известно в России, и уж тем более ИТ-специалистам, принявшим участие — многие из них не в первый раз — в этом ежегодном форуме IBM. Поэтому директор по технологиям IBM Lotus Уффе Сорренсен, который уже несколько лет подряд традиционно представляет российским слушателям тактику и стратегию компании, лишь кратко сказал о лидирующих позициях IBM Lotus на рынке поддержки коллективной работы и управления документами. После чего сразу перешел к вопросам построения системы функционирования организации, основанной на экспертном опыте сотрудников, с использованием современных концепций социальных сетей и технологий Web 2.0, реализуя таким образом фирменный лозунг: “Lotus знает, как превратить интеллектуальные ресурсы в стратегический актив”. В рамках программы для бизнеса “Взаимодействие и сотрудничество” г-н Сорренсен представил новый проект IBM “Полярная звезда”, базирующийся на идеях онлайнового взаимодействия сотрудников организации, в котором связующим звеном разных технологий и решений Lotus является уникальный Web-опыт персонала.

Тему “разумного сотрудничества” в контексте отечественных реалий продолжил директор подразделения программных продуктов IBM в России и СНГ Леонид Алтухов. Но надо признать, что реальной демонстрации того, как экспертный опыт сотрудников используется в российских проектах, не получилось: представленные им проекты базировались на традиционных проверенных средствах Голубого гиганта, в первую очередь таких, как Lotus Notes/Domino и WebSphere Portal.

Например, с помощью Lotus Notes в компании “СамарНефтегаз” был автоматизирован процесс согласования документации на разработку нефтяных месторождений. В результате, по оценкам самого заказчика, благодаря повышению мобильности взаимодействия сотрудников скорость прохождения подготовительных документов для разработки месторождений выросла в четыре раза.

На базе Lotus Notes и IBM WebSphere Москомархитектура разработала информационную систему градостроительной деятельности, что позволило этой организации оптимизировать работу с разнородными данными, обеспечив единой информацией аппарат Правительства Москвы при согласовании градостроительных планов. Еще один солидный пример — Сбербанк, в котором только по Москве фиксируется более 370 000 обращений в год (без учета обращений по пластиковым картам). В нем с применением Lotus Domino реализован единый порядок работы с обращениями клиентов и регулярный их анализ с целью повышения качества работы организации. В следующем году вся филиальная сеть этого крупнейшего российского банка будет работать с обращениями в единой базе на основе Lotus Domino. Система электронного документооборота ВТБ (ее представил начальник отдела этого банка Максим Быков) также реализована с помощью Lotus Notes/Domino, на данный момент к ней подключено 57 филиалов банка

Собственно на конференции было объявлено о запуске в промышленную эксплуатацию портала государственных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), созданного в рамках окружной целевой программы “Административная реформа ЯНАО”. Данный проект реализован бизнес-партнером IBM компанией КСК с использованием программной платформы IBM WebShere. Данный портал позволяет исполнительным органам государственной власти ЯНАО получать заявления на государственные услуги , представлять информацию из реестров государственного жилищного фонда и государственного имущества в электронном виде, а гражданам следить за исполнением заявленной электронной услуги в личном кабинете. Технически это реализовано с помощью средства IBM WebSphere Portal, который объединил ряд реализованных ранее информационных систем органов управления ЯНАО, в том числе систему электронного документооборота правительства округа, также построенную при помощи решений Lotus.

Представляя эту работу, главный специалист ИТ-департамента администрации ЯНАО Лидия Квашнина отметила, что созданная информационная система позволяет постепенно увеличивать количество таких услуг. В настоящее время портал интегрирован с рядом информационных ресурсов — реестром государственного имущества, системой электронного документооборота и делопроизводства, адресным реестром, информационной системой “одного окна”. В августе реализовано подключение реестра государственных услуг портала округа со сводным реестром на едином портале www.gosuslugi.ru .

Комментируя этот проект, Леонид Алтухов подчеркнул, что портал государственных услуг ЯНАО — уже не первый проект IBM в рамках реализации концепции электронного правительства.

*А вот Microsoft проявляет в этом вопросе осторожность: после версии Office 12 последовала четырнадцатая.

Версия для печати (без изображений)