Круг задач управления Web-контентом (или, проще говоря, Web-сайтами) в России ассоциируется сегодня с использованием инструментов, именуемых CMS (Content Management System). И это порой вносит сумятицу в проблематику сегментации рынка ПО. Например, исходя из такого названия, некоторые наблюдатели говорят о сфере ECM (Enterpise Content Management), как о частном случае более общего “управления контентом” (см. по этому поводу запись в блоге “Теперь еще и CMS”).

На самом же деле все обстоит ровным счетом наоборот. Вспомним: ECM — это область, которая, согласно классификации Gartner, включает несколько направлений, в том числе WCM (управление Web-контентом). Соответственно CMS — это WCM-система, но потерявшая в начале приставку “W”. И произошло это по довольно банальной причине: эти средства на наш рынок вышли со стороны Web-разработки (а не со стороны поставщиков ECM), где все продукты автоматически по умолчанию относились к категории Web, при этом CMS существовали и развивались независимо от других сегментов (ERP, СЭД).

В последние же годы мы можем наблюдать постоянный рост важности темы управления Web-сайтами, которые становятся одним из ключевых компонентов корпоративных ИТ-систем, и проблема интеграции WCM с другими частями ИТ-комплексов становится все более значимой. Однако, сказав это, нужно признать, что российский рынок CSM — это пока почти что terra incognita. Можно сказать, что тут, несмотря на наличие целого ряда инструментов, огромный объем работ ведется с помощью заказных разработок, реализуемых кодированием почти “с нуля”. В то же время можно не сомневаться и в том, что по мере роста данного рынка будет повышаться интерес заказчиков, в первую очередь крупных, к ведущим зарубежным средствам, в том числе класса “масштаба предприятия”. Учитывая это, имеет смысл познакомиться с ситуацией на мировом WCM-рынке, как это, например, представлено в опубликованном недавно отчете “Magic Quadrant for Web Content Management” компании Gartner.

Состояние дел и тенденции развития

Прежде всего эксперты Gartner отмечают, что потребности заказчиков (как бизнеса, так и государственных структур) и возможности продуктов сейчас уже выходят за традиционные рамки WCM-публикации контента в область использования методов интерактивного взаимодействия как с внешними контрагентами и потребителями, так и внутри своих организаций. Говорится, что 80% вопросов, полученных этой исследовательской компанией от клиентов относительно WCM во второй половине 2009 г., было связано с поиском возможности получения конкретных деловых результатов от использования онлайновых методов, включая как экстранет, так и интранет. Многие предприятия интегрируют используемые технологии (и даже заменяют их в случае необходимости) с Web-средой, в том числе с такими Web-компонентами, как, например, Web-аналитика и движки электронной коммерции. Идет замена WCM-технологий, созданных четыре года назад и еще ранее, поскольку за последнее время в этой сфере значительно расширены возможности продуктов.

Представляя свой взгляд на расстановку сил вендоров на рынке WCM в виде традиционного магического квадранта (см. рисунок), Gartner подчеркивает, что сделать правильный выбор продукта и поставщика —не очень простая задача для клиентов, поскольку ситуация здесь пока еще далека от завершенности. И поэтому заказчики должны не только знать текущее положение дел, но и принимать во внимание стратегию развития ПО того или иного поставщика.

В целом онлайновое взаимодействие включает широкий спектр технологических вариантов, в том числе публикацию информации в виде функционально насыщенных интернет-приложений, применение порталов самообслуживания или комбинированных контент-приложений (composite content application, CCA), соединенных, например, какими-то бизнес-процессами. Чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня WCM-системы должны использовать более сложные архитектурные решения, но это необходимо, если разработчик хочет получить успех на рынке.

Gartner выделяет три основных набора возможностей, которыми должны обладать современные WCM-системы.

  • Доступ. В традиционном понимании “Web-контент” означал набор информации, которую пользователи могли “потреблять” на своем ПК через Web-браузер. Теперь же вместо такого “одноканального” варианта применяется многоканальный, спектр клиентских устройств резко расширился, теперь это не только ПК, но и смартфоны, нетбуки, iPad'ы, различного рода киоски, причем доля не-ПК быстро растет. Соответственно Web-приложения теперь должны обеспечивать поддержку всех этих оконечных средств, в том числе реализуя режим кросс-канальности, следуя при выполнении операций за пользователем, переходящим с одного устройства на другое. Так или иначе, от WCM теперь требуется работа не только со стационарными, но и с мобильными клиентами.
  • Опыт. При создании своей онлайновой стратегии компании надо учитывать, что главный фокус должен быть направлен на пользователя, который будет так или иначе работать с Web- контентом. Соответственно на Web-сайте сегодня необходимо не просто представлять информацию, но и помогать людям воспринимать ее, причем с учетом различий их потребностей и опыта работы с ИТ, а еще при этом решая бизнес-задачи самого предприятия. Все это означает, что сам контент должен обеспечивать создание “гранулированных” проектов с возможностью персонализации интерфейсов, поддержки компонентов Web 2.0 и других инновационных технологий.
  • Оптимизация. Пользователю в его работе нужны удобство и достаточная скорость. Это означает необходимость оптимизации механизмов выполнения как отдельных функций, так и комплексных операций (бизнес-процессов). Проблема тут заключается, что WCM при этом обычно использует данные и функционал ИТ-систем такими(внутри предприятия и вне его), как они есть. Поэтому оптимизация логики взаимодействия всех компонентов Web-решений — особо важная задача. Очень актуальной сейчас является также обеспечение поддержки контекстно-зависимых (Context-Aware) и услуг, связанных с местоположением (location-based*).

С точки зрения реализации этих общих требований к WCM, Gartner выделяет три основных технологических аспекта:

  • юзабилити (удобство работы пользователя). Сегодня WCM должны включать социальный контент, поддерживать работу таких компонентов, как wiki и блоги, и обеспечивать публикацию информации для работы с ней с широкого набора клиентских устройств. При этом простота работы со всеми этими средствами — ключевое требование и заказчиков, и самих конечных пользователей**;
  • интероперабельность. WCM-система за последние десять лет превратилась из единого приложения в большой интегрированныЙ комплекс. Web-контент теперь собирается из огромного числа внутренних и внешних программных систем и источников данных и при этом должен использоваться различными смежными технологиями и приложениями. В то же время данные из WCM-систем необходимо зачастую предоставлять пользователям в привычном для них виде. Многие функции WCM могут (а зачастую и должны) выполняться в режиме “аутсорсинга” — с помощью внешних универсальных средств, таких как поисковые технологии, контентная аналитика, инструменты выдачи рекомендаций. Из сказанного, вполне очевидно вытекает требование обеспечения взаимодействия WCM с различного рода программными и информационными объектами;
  • обеспечение потребительских свойств (consumability). Это подразумевает простые возможности для бизнес-пользователей выполнять свою работу с помощью Web-контента. Здесь особенно важна поддержка “нетехнических” пользователей с помощью предоставления им контекстуальной информации и рекомендаций, непосредственно относящихся к их служебной деятельности. Тут должны использоваться методы, которые сами ведут потребителей к решению задач с учетом персонального опыта и должностных функций. Например, при многовариантном тестировании список дальнейших вопросов может формироваться с учетом полученных ответов на предыдущие. Очень актуальным является также предоставление сотрудникам функционала Web-аналитики, которая будет помогать принятию более обоснованных решений. В целом WCM должны поддерживать общий стиль онлайнового взаимодействия с пользователями, который подразумевает итеративность, оперативность и измеряемость бизнес-процессов.

Среди других трендов WCM-рынка Gartner отмечает начало более пристального внимания вендоров к применению альтернативных методов и технологий, в первую очередь отрытого ПО и облачных моделей. Впрочем, процесс проникновения этих средств в сферу WCM идет пока не очень активно.

Расстановка сил

По итогам 2009 г. объем поставок ПО в этой сфере оценивается в 890 млн. долл., что ниже докризисного уровня. Основная доля рынка приходится на Северную Америку (60%), Европу и Азиатско-Тихоакеанский регион — 26 и 11% соответственно. В 2010 г. прогнозируются доходы от продаж в 1 млрд. долл. и среднегодовой рост на 14% в период с 2009 по 2014 гг. Во многом это увеличение будет происходить за счет расширения средств онлайного взаимодействия и улучшения интерфейсных возможностей приложений. Эксперты Gartner отмечают также повышение значимости WCM в общей проблематике ECM. По их оценкам, в 2010-м доля WCM на рынке ECM составляла 26%.

Вместе с тем в отчете Gartner отмечаются и два фактора, препятствующие развитию WCM-рынка. Первый из них заключается в том, что предприятие иногда разделяется на два лагеря: бизнес, который хочет получить быстрые решения возникающих у них проблем, и ИТ-подразделение, которое придерживается более четкой стратегической линииво избежание потенциальных трудностей. Второй фактор — медлительная экономика во многих странах заставляет предприятия проявлять большую осторожность при инвестировании сложных инновационных проектов. В этих случаях предлагаемый проектными командами функционал часто превышает реальные потребности заказчиков.

Gartner считает, что в целом WCM-рынок достаточно хорошо консолидирован, но на нем продолжают появляться новые поставщики, во многом благодаря новым технологическим возможностям и расширению границ самого рынка. Однако даже общий взгляд на квадрант показывает, что рынок этот еще находится в процессе формирования. Это видно, хотя бы потому, что главные роли здесь играют специализированные “чистые” игроки. В группе WCM-лидеров из числа ведущих ECM-поставщиков находятся только Oracle и Open Text.

Первая из этих двух компаний, по данным Gartner, имеет самую большую долю рынка WCM и выступает с двумя основными WCM-решениями — Web Site Management и Web Experience Management, которые было получены компанией в результате приобретения RedDot (в составе Hummingbird) и Vignette соответственно. У Oracle средства WCM являются интегрированным компонентом ее Universal Content Management (UCM) 11g — унифицированной платформы для WCM, управления документами, цифровыми активами и архивами. При этом очень важно, что UCM хорошо вписана в общую платформенную стратегию Oracle Fusion Middleware.

Можно уверенно предположить, что вскоре в группу WCM-лидеров войдут нынешние “претенденты” — IBM и Microsoft. На этом рынке Голубой гигант опирается в первую очередь на свою проверенную программную платформу Lotus, в которой сейчас быстро усиливаются средства аналитики, социальные функции и возможности персонализации. Начатый сейчас проект “Северная звезда”— это также шаг в направлении усиления средств управления Web-контентом. Что касается Microsoft, то у нее вся деятельность в сфере ECM базируется на расширении функционала SharePoint, теперь уже версии 2010. Кроме того, присутствие Редмонда на рынке WCM во многом определяется огромным числом партнерских решений и проектов, реализуемых на базе архитектуры .NET и различных продуктов Microsoft, в первую очередь — все того же SharePoint.

Анализируя WCM-квадрант Gartner, стоит отметить отсутствие на нем EMС. Можно предположить, что этот давний лидер ECM-рынка предпримет шаги, чтобы занять достойную позицию и на перспективном сегменте WCM.

* Location-based service, LBS (служба, основанная на местоположении) — тип информационных и развлекательных услуг, основанных на определении текущего местоположения.

** Gartner особо отмечает, что сейчас стандартом де-факто для Web-интерфейса является вариант Google (в отчете он назван IGoogle). В настольных системах такие стандарты продолжает задавать Microsoft.

Версия для печати (без изображений)