Понятийно-терминологические дискуссии по тематике ECM (Enterprise Content Management) идут не только в России (см. PCweek Forum ), но и в мировой отрасли в целом. Наверное, именно поэтому в своем очередном ежегодном отчете “Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2010” компания Gartner для начала уточнила, что термин ECM применяется в двух связанных, но все же разных понятиях: как общая стратегия работы с различного рода корпоративным контентом и как набор программных продуктов для управления полным жизненным циклом такого контента.

Важным моментом тут является то, что хотя данный рынок в уже вполне сформировавшемся виде существует почти десятилетие, он отличается довольно большим разнообразием решаемых задач и используемых решений, а также — что очень важно — значительной динамикой технологического развития (многие ИТ-инновации находят применение именно здесь). Предлагаемые продукты разных вендоров значительно различаются на уровне архитектурных подходов и технологических концепций. Это сильно затрудняет прямое сравнение программных ECM-наборов: для выбора ПО заказчику обязательно нужно принимать во внимание рыночные тенденции, а также различия в бизнес-моделях вендоров. По мнению Gartner, сейчас основные новшества в развитии ECM-рынка связаны с такими областями, как управление транзакционным или социальным контентом, оптимизация онлайнового взаимодействия, а также с использованием модели “управление контентом как инфраструктура”. Одной из ключевых задач для заказчиков является интеграция ECM-решений как между собой, так и с другими компонентами корпоративных ИТ-систем.

Общая рыночная ситуация

Значимость ECM-задач для заказчиков продолжает возрастать, что выражается в глубине проникновения этих средств в ИТ-инфраструктуру предприятий и в расширении круга пользователей. По опубликованным сейчас сведениям, объем ECM-поставок (в ценах для конечного пользователя: новые лицензии и техническая поддержка ранее проданного ПО, не считая проектные услуги) в 2009 г. составил 3,5 млрд. долл., что на 4,8% больше, чем в 2008-м.

Значимость этих показателей легко понять, если вспомнить, что в прошлом году бушевал экономический кризис: по оценкам той же Gartner, ИТ-рынок в 2009-м сократился на 4,6%; надо сказать, что год назад Gartner говорила и о снижении продаж ECM-средств в 2009 г.. Что касается пятилетней перспективы, то тут прогнозы компании остаются примерно такими же, как и год назад: среднегодовые темпы роста — около 10%, до величины 5,7 млрд. долл. в 2014-м.

Отметим, что отдельные сегменты ECM-рынка (см. врезку) имеют различную динамику, сильно разнится и географическая “плотность” применения разных направлений. Так, например, по миру в целом продажи ПО для управления Web-контентом (WCM) составляют 10% от всего объема ECM, а в регионе EMEA — 30%.

Нынешняя структура ECM-рынка сформировалась еще четыре года назад, после серии масштабных приобретений несколькими мегавендорами ведущих специализированных разработчиков. Но при этом “застоя” в отрасли явно не наблюдается, о чем свидетельствует большое количество участников данного рынка, в том числе в “питательной” зоне нишевых игроков.

Публикацию каждого своего ECM-квадранта Gartner сопровождает предостережением не сравнивать расстановку сил нынешнего года с предыдущими, напоминая о процессах слияния компаний и об изменении у самой Gartner критериев оценки ранжирования поставщиков. Мы же в своих комментариях говорим, что, принимая во внимание эти замечания, как раз такое сравнение является очень интересным и полезным.

Одной из главных тенденций рынка в последние годы стало выдвижение в лидирующую группу корпорации Microsoft. Уникальность данного процесса заключается в том, что это происходило за счет естественного роста бизнеса компании, без заметных внешних приобретений. Практически все ведущие аналитики (не только Gartner) отмечают глобальное влияние платформы Microsoft SharePoint на рынок ECM в целом (в том числе за счет существенного расширения спектра заказчиков ECM и понижения “планки” пользователей).

По сравнению с прошлым годом особых изменений в группе лидеров не наблюдается (перемещения лежат в пределах погрешности оценки), но все же видно, что компания EMC переместилась в хвост этой команды. Hyland Software продвинулась вперед совсем немного, но это позволило ей перейти из разряда “претендентов” в заветный сегмент “лидеров”.

Xerox сделала существенный шаг за счет ряда приобретений, в том числе компании Affiliated Computer Services, опять вернувшись в состав “провидцев” (она была там в 2007 г., по потом на два года покинула его).

Сейчас уже можно говорить, что компания Open Text — самый крупный специализированный ECM-поставщик — смогла удержать лидирующие позиции в конкуренции мегавендоров. Угроза поглощения ей уже явно не грозит, поскольку единственный потенциальный покупатель, SAP, решил развивать отношения с Open Text в формате делового альянса.

Еще два года назад в ECM-квадрант Gartner впервые попала HP. Многие наблюдатели ждали от нее активизации деятельности в этом направлении, но компания явно предпочла более осторожную стратегию в этом направлении. В нынешнем году Gartner не включила ее в свою диаграмму, пояснив, что HP ориентируется на работу лишь в сегменте управления записями (records management), не стараясь выйти на более широкий спектр ECM-задач.

О возможности активизации НР на рынке ECM эксперты говорили еще два года назад, при этом часто звучало предположение, что она может сделать резкий рывок, купив, например, Open Text. Но HP решила, что двигаться в этом направлении нужно более осторожными шагами, и в 2007-м приобрела австралийскую компанию Tower Software. Примерно по этой же причине в квадранте нет теперь и SAP: компания фактически делегировала свою ECM-стратегию партнеру — Open Text.

Исторически заметным игроком на рынке управления документами была компания Adobe, но она никогда не попадала в схему Gartner вследствие узкой специализации в этой сфере. В квадранте 2010 Adobe появилась, заняв место купленной ею Day Software.

В недалеком будущем, возможно, мы увидим на схеме и Lexmark, которая не так давно купила Perceptive Software. Но хотя эта сделка уже состоялась, интеграция бизнеса ее участников пока не завершена.

Рыночные тенденции

ECM отличается от других сегментов ИТ-рынка большим числом игроков, разнообразием используемых технологий и бизнес-моделей. Именно поэтому особый акцент Gartner делает на то, что руководителям, ответственным за планирование ИТ в компаниях, а также ИТ-архитекторам нужно хорошо понимать стратегию вендоров, а для этого принимать во внимание происходящие тут процессы консолидации (как в прошлом, так и в будущем). Принципиально важно здесь то, что за последние годы ECM-направление перешло из разряда прикладных бизнес-решений в категорию платформенного ПО. Мегавендоры развивают свои ECM-пакеты в увязке с базовыми платформами. Их предложения порой являются не лучшими в отрасли по функциональным возможностям, но зато они обеспечивают более высокий уровень интеграции и выигрывают с точки зрения стоимости владения. Очень важным фактором развития стала доступность базового функционала ECM на массовом рынке благодаря активности Microsoft. Это заставило многих разработчиков активнее заняться созданием готовых горизонтальных и вертикальных композитных контент-приложений (composite content application, CCA).

Весьма значительная трансформация произошла в сегменте управления Web-контентом (WCM), где на смену однонаправленным методам распространения информации пришли средства интерактивного взаимодействия с пользователем. Опережающими темпами растут объемы социального контента.

Исследование Gartner, проведенное в 2009 г., показывает, что 31% опрошенных предприятий регулярно используют социальные сети и средства управления социальным пространством, 52% сообщили, что собирают увеличить свои расходы для работы в этом направлении. Отмечается, что быстро растущая в объемах и слабо управляемая сегодня информация, накапливаемая в социальных средах, все больше попадает в зону ответственности законов и требований регуляторов рынка. При этом в общем комплексе ECM-проблем быстро повышается роль человеческого фактора, так что фокус разработчиков ПО еще больше смещается в сторону повышения удобства и эффективности работы пользователей.

По мнению Gartner, разнообразие технологий и решений, моделей доставки функционала, а также наличие различных партнерских сообществ делает ECM необходимым и доступным для каждой компании как при работе со строго регламентированным контентом, так и для управления стихией социальной информации. Для систематизации представления о спектре предложений Gartner предлагает выделять четыре наиболее динамично развивающихся группы программных решений — “четыре мира (four worlds) ECM” (данная классификация отличается от классического варианта категоризации ECM, поскольку ориентируется на решение некоторых комплексных задач). При этом подчеркивается, что мало кто из вендоров предлагает лидирующие средства во всех четырех направлениях.

Решения для управления транзакционным контентом (transactional content management) фокусируются на обработке образов документов, на workflow и управлении бизнес-процессами, на архивировании и соответствии нормативным требованиям, на управлении записями и на работе с электронными формами. Контент при этом содержится внутри приложений, характеризуется скорее статическим, нежели динамическим поведением и часто управляется через XML-представление. Процессы тут в основном используются стабильные, “долгоиграющие”, в них задействованы большие объемы форм и документов; поэтому требуется масштабируемость, контроль на протяжении всего жизненного цикла контента, участие человека в принятии решений по ходу бизнес-процессов. Такие CCA-решения применяются при автоматизации работы с финансовыми документами, при взаимодействии с потребителями, для управления специальными проектами (case management), кредитованием, медицинскими электронными картами пациентов. Среди поставщиков — EMC, Hyland Software, IBM, Open Text.

Решения для управления социальным контентом ориентируются на управление сложными информационными объектами и поддержку библиотечных служб, поддержку групповой работы с документами, автоматизацию потока работ с использованием механизмов расписаний и напоминаний, работу с разного рода средствами Web 2.0 (блоги, wiki, видео), просмотр информации через браузеры или порталы, контроль исполнения заданий, маркировку и аннотацию контента, версионный контроль. Одна из основных задач подобных систем — это “окрестровка” взаимодействия больших групп людей при реализации различных проектов, формирование и распространение знаний, оптимизация различных аспектов сотрудничества. Такие приложения необходимы, например, для изыскания новых медицинских препаратов, поиска трудовых кадров, управления строительными проектами, для программ адаптации и обучения сотрудников. Среди поставщиков — Alfresco, IBM/Lotus, Microsoft, Open Text.

Решения для оптимизации онлайновых каналов (оnline channel optimization) в основном используют Web-технологии, включая WCM, управление мультимедиа-контентом, порталы, электронные формы, средства анализа, социальное ПО, создание XML-документов, управление мультимедийными данными, обеспечение групповой работы, поддержку мобильных устройств и т. д. Примеры таких приложений с наиболее полным применением разных функций и технологий — оптимизация розничных онлайновых покупок, процессы подачи тех или иных заявлений (кредиты, регистрация прав на имущество и пр.), правительственные сервисы самообслуживания населения. Среди поставщиков — Autonomy, Adobe, Open Text, Oracle.

Решения класса “управление контентом как инфраструктура” (content management as infrastructure) — это направление, развиваемое мегавендорами, характеризуется включением ECM-средств в общий стек инфраструктурного ПО. Такие поставщики используют свои платформы для поддержи разнообразных CCA-решений. Лучший пример — Microsoft SharePoint. Развитие подобных средств идет в направлении более широкого применения метаданных, механизмов политик для решения разных задач (от управления жизненным циклом до перевода контента из других источников данных) и универсальных средств бизнес-аналитики. Важно также использование методов управления большими объемами информации для работы с корпоративным контентом. Примером таких систем являются масштабные проекты по переводу хранилищ контента или его интеграции с производственными процессами. Список поставщиков тут невелик: IBM, Microsoft, Oracle.

Главные темы ECM в 2010 и 2011 гг.

Вот еще один срез современных тенденций рынка, сделанный экспертами из Gartner, но уже в виде отдельных функциональных (а не комплексных) направлений.

Управление унаследованной информацией. Многие компании накопили огромные объемы информации, которые нужно поддерживать и дальше, чтобы соответствовать различного рода нормативным требованиям. Однако все эти данные привязаны к конкретным приложениям, устройствам хранения и файловым системам. Подходит время менять ИТ-инфраструктуру, но при этом нужно обеспечить не просто миграцию документов, но и их совместимость, без чего невозможна работа с ними. Gartner предсказывает, что к 2013 г. интегрированные средства архивирования будут доминировать на рынке средств архивации. Должны появиться специализированные решения для работы с множеством типов контента (файлы, электронная почта, форматы SharePoint и других ECM-систем, мгновенные сообщения, образы документов, Web-контент и пр.). Некоторое движение в данном направлении в отрасли уже есть (началось с почты, а сейчас имеется поддержка для файлов и SharePoint), но этого уже недостаточно для решения актуальных проблем. Тем более, что нужно обеспечить не просто хранение, но и управление архивами в соответствии с политиками (скорее всего меняющимися), включая резервное копирование, индексацию и поиск, оптимизацию работы с нужными документами и многие другие задачи.

По-прежнему много вопросов остается по поводу того, как и когда перемещать контент из рабочих систем в архивные. Проблема осложняется наличием в организациях множества копий почти всех цифровых файлов; даже редубликация — это сложная задача для больших географически распределенных организаций, нередко использующих различные ECM-системы. Пока в отрасли чаще всего идут по пути использования разного рода временных решений, однако нужно переходить к поиску вариантов, ориентированных на долгосрочную перспективу. Задача сложная, но выполнимая. Пока же Gartner рекомендует организациям более четко формулировать свою стратегию в области жизненного цикла контента.

Поиск и анализ контента. По мнению Gartner, использование этих средств должно стать одним из решений проблемы унаследованного контента, которое позволит выбирать оттуда только нужные сведения. Автоматическая классификация хранимой информации должна отделить “ценную” от “малоценной”, что может стать основой для создания критериев выработки сроков хранения. Но сегодня функции интеллектуального анализа контента все же применяются недостаточно широко, особенно в архивных системах. Руководители редко следуют ИТ-рекомендациям по автоматической оптимизации хранения данных, предпочитая стратегию четкого исполнения нормативных требований и снижения рисков.

Композитные контент-приложения (ССА) и инструментальные наборы для управления специальными проектами (case management frameworks). Gartner под термином CCA подразумевает набор программных средств для автоматизации специализированных бизнес-процессов, реализуемых на базе ECM- или BPM-платформ. Речь идет как о горизонтальных, так и о вертикальных решениях, в том числе партнерских. С темой создания ССА напрямую связаны вопросы компонентного представления контента.

Электронные расследования (еlectronic discovery). Электронная информация и соответствующий юридический ландшафт изменяется очень быстро, и здесь одним из ключевых методов решения спорных ситуаций является применение средств e-discovery, с помощью которых можно восстанавливать историческую картину формирования контента. Первоначально такие инструменты применялись для решения вопросов прав собственности, но сейчас они уже используются для широкого круга задач.

Общие сервисы и альтернативные модели доставки функционала. Тут подразумевается растущий интерес компаний и правительственных структур к “облачным” вариантам применения ECM-систем, различного рода арендным схемам, аутсорсингу, а также к открытому ПО. Впрочем, Gartner подчеркивает, что до заметной доли подобных новшеств на практике еще далеко. Тем не менее процесс в эту сторону идет, и наиболее перспективными тут сегодня являются модели облачных вычислений. Активность тройки ведущих облачных вендоров — Google, IBM и Microsoft — на рынке ECM уже весьма ощутима.

Основные составные части программного обеспечения ECM

Понятие ECM было сформулировано почти десять лет назад, и в целом оно сохраняет актуальность и сейчас. Структуризация рынка также остается примерно той же, хотя тут происходят внутренние изменения, связанные с появлением новых технологий и бизнес-моделей. Изменяются “веса” разных направлений в структуре рынка. Поэтому имеет смысл уточнить, как Gartner определяет набор базовых компонентов сегодня.

  • Управление документами включает их регистрацию, контроль версий, обеспечение безопасности и поддержку служб библиотек для деловых документов. К расширенным возможностям относятся работа с составными документами и репликация контента.
  • Управление Web-контентом (WCM) подразумевает использование с помощью специальных инструментов Web-сайта, функционирующего на основе базового репозитария. В круг этих задач входит создание контента (с помощью шаблонов, в ходе бизнес-процессов и средствами управления изменениями) и распространение контента (в виде пакетированной доставки или в онлайновом режиме) на Web-серверах. Предусматривается весьма разнообразное сочетание разных технологий и моделей работы, в том числе различные варианты организации сетевого взаимодействия с пользователем (Интернет, интранет, экстранет), а также применение таких средств, как бизнеса-аналитика и социальные сети.
  • Управление записями (Records management) ориентировано на поддержку долгосрочного хранения с помощью автоматизированного использования политик, обеспечивающих соответствие различного рода нормативных требований (законодательных, отраслевых, корпоративных). Минимальным требованием тут является обеспечение сохранности критически важных деловых документов на основе соответствующих расписаний. Более высокий уровень систем управления записями требует их соответствия таким международным сертифицированным стандартам, как Department of Defense (DoD) Directive 5015.2-STD, The National Archives (TNA), Victorian Electronic Records Strategy (VERS), Model Requirements for the Management of Electronic Records (MoReq2).
  • Обработка изображений подразумевает управление образами документов (Document Imaging) — захват, преобразование графических образов бумажных документов, а также управление жизненным циклом этих образов в дальнейшем. Здесь есть два обязательных требования к ECM-поставщикам. Первое — реализация функций захвата (ввода) документов (сканирование, оптическое и интеллектуальное распознавание символов, обработка форм) с помощью собственных решений или в ходе официального партнерства с известными третьими фирмами, такими как KnowledgeLake, Kofax, EMC (Captiva), IBM (Datacap). Второе — это возможность хранения отсканированных образов в хранилище и их использования в дальнейших электронных деловых процессах. Дополнительные возможности включают наличие вертикальных или горизонтальных решений (собственных или партнерских) для определенных задач.
  • Управление социальным контентом включает широкий круг задач взаимодействия людей, в том числе распределенную работу с документами, сотрудничество, управление знаниями и поддержку проектных команд. Сюда же входят разнообразные средства Web 2.0, такие как блоги, wiki, форумы, социальные сети. Социальный контент, включая видео, является самой быстрорастущей категорией нового контента предприятий. Переименование ранее существовавшего направления “документационное взаимодействие” на “социальный контент” отражает расширение круга пользователей и видов контента.
  • Workflow/BPM (потоки работ и управление деловыми процессами) применяется для поддержки бизнес-процессов, маршрутизации контента, управления заданиями, а также для обеспечения аудита процессов. Минимальным требованием тут является использование механизмов workflow и простой просмотр документов. Более высокий уровень подразумевает наличие графических конструкторов процессов, а также поддержку смешанных параллельно-последовательных маршрутов. Многие вендоры в этой сфере имеют сильные возможности, реализованные на уровне встроенных платформенных механизмов.
  • Расширенные компоненты ECM включают управление мультимедиа-контентом (DAM), составными документами и электронными формами, функции поиска и анализа контента, архивирование информации, управление электронной почтой, а также средства интеграции приложений.
Таблица. Структура ECM-рынка
Функция Рыночная доля,% Изменение 2010/2009,%
2009 2010
Управление документами 20 15 ­5
Управление Web-контентом 15 10 ­5
Управление записями 15 15 0
Обработка изображений 15 15 0
Управление социальным контентом 10 10 0
Workflow/BPM 20 25 +5
Расширенные компоненты 5 10 +5

Источник: Gartner, 2010.

Версия для печати (без изображений)