В прошедший 2012 г. группа компаний “АйТи” вступила с программой достаточно радикальной перестройки своего направления средств управления корпоративным контентом (ECM), содержательная суть которой заключалась в усилении проникновения ECM-средств в функциональную деятельность организации, в том числе за счет более тесной увязки задач управления документами с оптимизацией бизнес-процессов. В организационном плане эта реструктуризация предполагала консолидацию усилий холдинга по тематике ECM+BPM в рамках созданной тогда новой компании “Логика бизнеса 2.0” во главе с Марией Каменновой.

Как можно охарактеризовать реализацию намеченных год назад планов? Что удалось реализовать, а что, может быть, не получилось?

Проект по созданию и выводу на рынок компании “Логика Бизнеса 2.0” был и является сейчас весьма непростым, но при этом очень интересным и перспективным. Фактически речь шла о реализации идей глубокой увязки разнообразных задач управления документами с вопросами оптимизации бизнеса предприятия, разговоры о которых в постановочном плане начались в нашей стране еще лет десять назад, но фактические условия для воплощения созрели только недавно. Очень хорошо, что руководство ГК “АйТи” вовремя увидело позитивные изменения ситуации на рынке и решило достаточно радикально перестроить свою деятельность по направлению ECM.

В целом я считаю, что год был для нас весьма успешным, однозначно подтвердилась правильность предпринятых тогда руководством ГК “АйТи” шагов: мы идем в нужном направлении. По оценкам IDC, российский ECM-рынок вырос в ушедшем году примерно на 20%, а мы смогли увеличить свой объем бизнеса более чем на 50%. При этом можно уверенно говорить, что наши темпы роста были обеспечены за счет перехода на новый уровень реализации ECM-проектов, с более глубоким проникновением данных средств в структуру бизнеса заказчиков, их интеграцией с другими компонентами информационных систем компаний.

Из знаковых событий можно отметить то, что мы первыми в России получили статус платинового партнера компании ABBYY, что свидетельствует о наших лидирующих позициях в деле перевода бумажного документооборота и бумажных архивов в электронный вид. Очень важным стало для нас проведение собственного крупного ECM-форума в Москве в начале прошлого лета. Неординарным для отечественной СЭД-отрасли стало так же проведенное прошлогодней весной совместно с IDC исследование российского рынка ECM.

За год мы реализовали более 80 внедренческих проектов, среди них, наверное, стоит выделить комплексное внедрение ECM-системы в Республике Башкортостан, замену СЭД в МГТС, автоматизацию управления финансовой отчетностью телеоператора Tele2 Россия. Эти проекты очень важны с методологической точки зрения, поскольку в них были отработаны некоторые качественно новые для нас направления, полученные наработки легли в основу услуг и программных продуктов, тиражируемых нами для других заказчиков.

И все же: что удалось реализовать из намеченного, а что не получилось? Как корректировались планы по ходу дела?

Одна из идей, с которой я пришла в “АйТи”, и которая, как мне кажется, была воспринята руководством холдинга, — попытаться перенести опыт работы зарубежных ИТ-компаний (а я работала последние 10 лет в немецких компаниях) в российский ИТ-бизнес, хотя, конечно, правильнее говорить об интеграции западных методов и отечественной действительности. Российский рынок, сохраняя свои национальные особенности, все же движется в направлении, приближающемся к передовым зарубежным моделям. Это относится и к заказчикам, и к поставщикам. Конкретно речь идет о переходе к системе проектного управления, о ее реализации в более полной степени и в более строгом исполнении, причем как во внутренней организации собственного бизнеса, так и в реализации проектов с заказчиками.

Вторая основная мысль — вывести на новый уровень разработку тиражных продуктов, тут тоже был и есть большой потенциал для нашего развития. В округ этих двух основных точек — реорганизации управления компанией в целом и ее направления разработки тиражного ПО — и шла наша работа по внутренней перестройке.

В отношениях с заказчиками у нас расширился спектр предложений, причем появились и такие, которые мы сначала не намеревались продвигать как самостоятельные услуги. Речь, в частности, идет о разработке корпоративной ECM-концепции (включая стратегию и тактику ее реализации), а также о проектах внедрения систем текстовой аналитики, решении задач BI на основе неструктурированных данных. Отмечу, что востребованность первой услуги стала очевидной уже весной прошлого года, а вторая четко обозначилась осенью, что говорит о существенном росте интереса заказчиков к повышению глубины решаемых ECM-задач.

Как воспринял рынок ребрендинг вашего бизнеса — сначала переименование компании, а потом и продуктовой линейки?

Ребрендинг — одна из очень важных задач всей проведенной реорганизации. Новая компания была создана на основе двух ранее существовавших структур: “БОСС-Референт” как разработчика ПО и “ИТ менеджмент”, как консультанта и интегратора. Новое имя “Логика Бизнеса 2.0” должно было отражать новую нацеленность нашего бизнеса — ориентацию не только на корпоративное ИТ-подразделение, но на все бизнес-подразделения компании, причем с намерением помочь им оптимизировать логику и контент своей работы. При этом ИТ-подразделение компании-заказчика мы рассматриваем скорее как партнера, с которым, в том числе, готовы сотрудничать в решении его собственных задач. Версия же “2.0” в названии нашей компании показывает, что это вторая — и мы сегодня совершенно уверены, решающая и успешная — попытка реализовать идеи, озвученные в пилотном варианте “Логики бизнеса” еще в начале 2000-х. Причем это не просто новая попытка реализации логики бизнеса, но ее реализация с использованием новых технологических и методических возможностей, которых раньше просто не было (“а-ля Web 2.0”).

Мне кажется, что уже к лету 2012 г., когда т. е. не прошло еще и шести месяцев с момента вывода на рынок новой компании, название “Логика Бизнеса 2.0” стало вполне узнаваемым на рынке, о чем свидетельствовало и то, что наш ежегодный форум, прошедший под новым брендом “Миссия выполнима”, собрал более 300 участников. Сейчас же имя нашей компании воспринимается рынком как хорошо знакомое. Кстати, должна сказать и об успешном старте нашего корпоративного блога “I love BMP”, который довольно быстро собрал более 2000 зарегистрированных читателей, и это число продолжает расти.

Что касается упорядочивания нашей продуктовой линейки и замены ее названия на “Логика ECM”, то было, конечно, жаль расставаться с торговой маркой “БОСС-Референт”, которая имеет и славную историю, и реальные успех и популярность, но все же это нужно было сделать для обеспечения движения вперед. Это тот случай, когда известность начинала вредить, поскольку название устойчиво ассоциировалось на рынке с решением задач классического российского документооборота (в основном организационно-распорядительного) и использования платформы IBM Lotus Notes/Domino. А нам нужно, отвечая на вызовы времени, расширять сферу решаемых задач и состав поддерживаемых платформ. Собственно, такое расширение началось еще несколько лет назад, и по мере продвижения этого процесса чувствовалось, что узнаваемость бренда стала превращаться из ускорителя в тормоз.

Я считаю, что в целом замена продуктового бренда, как и корпоративный ребрендинг, прошла достаточно успешно, рынок воспринял это с пониманием. Мы убедились в этом, в частности, во время проведенного в конце прошлого года делового тура по ряду городов России и СНГ, где представляли потенциальным клиентам наши продукты и услуги.

Что вы можете сказать о планах на стартовавший год? На какие рубежи вы хотите выйти по его итогам?

Новый финансовый год нашей компании начинается 1 апреля, так что пока мы знаем только предварительные итоги текущего отчетного периода и начинаем бюджетирование следующего. Но в целом ситуация вполне понятная. Проекты по “чистым” СЭД, по автоматизации управления оперативной деятельностью компании, тем более проекты исключительно поддержки бумажного документооборота перестают интересовать заказчиков на том уровне, как это было раньше. Судите сами: по этому году у нас получается соотношение выполненных проектов по внедрению СЭД и ЭХД (электронное хранилище документов) примерно как 65:35, а на следующий год мы ориентируемся уже на обратное соотношение 35:65. И это не на наши личные пожелания, это требования рынка, которым мы следуем. Мы стараемся быть готовыми именно к такому развитию ситуации, играя на опережение в разработке своих продуктов и всего комплекса услуг.

Другая важная тенденция — растущая потребность заказчиков в создании единой системы управления контентом, в том числе с помощью интеграции существующих систем и приложений. Решение этих задач в любом случае должно начинаться с создания ECM-концепции предприятия, с построения архитектуры системы — востребованность таких услуг сейчас заметно растет.

Еще одно быстро растущее направление — системы текстовой бизнес-аналитики. Речь идет о реализации и применении систем управления знаниями, поддержки принятия решения на основе неструктурированных данных. Эта тема непосредственно связана с созданием ЭХД, с работой в социальных сетях и внедрением технологий Big Data. Мы движемся в этом направлении, в востребованности которого я не сомневаюсь.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “ЛОГИКА БИЗНЕСА 2.0”

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)