Полезность и удобство корпоративных порталов с момента их появления были очевидны для компаний самого разного профиля. Их создание представлялось задачей не слишком сложной, а потому за нее охотно брались специалисты ИТ-подразделений и независимые разработчики, обладавшие навыками программирования и Web-дизайна. Так было и в крупнейшей в России и СНГ розничной сети “Спортмастер”, продающей товары для спортивных занятий и активного отдыха. Ей требовалось связать с помощью корпоративного портала администрацию и сотрудников 320 магазинов, расположенных в 80 городах. Полнофункциональный портал на промышленной платформе Oracle был разработан специалистами компании ФОРС и введен в “Спортмастере” в эксплуатацию летом прошлого года, но этому предшествовала попытка создания системы с “нуля” и её поддержания заказчиком собственными силами.

По словам начальника отдела разработки и внедрения on-line систем “Спортмастера” Михаила Милонова, первая версия портала разрабатывалась семь лет назад на самодельной платформе некого подрядчика (история не сохранила его имени). Это, скорее, был внутренний сайт, чем портал. Он предназначался для размещения корпоративных новостей и информирования сотрудников центрального офиса. Выкладывание информации на внутреннем сайте требовало хорошего знания html, много ручного труда и недюжинного терпения от контент-менеджеров, в роли которых выступали молодые сотрудницы управления персоналом “Спортмастера”. Кроме того, со временем стало очевидно, что сайт не удовлетворяет потребностям большой и быстрорастущей компании в отношении устойчивости к пиковым нагрузкам, которые возникали довольно регулярно. Иными словами, назрела необходимость в создании настоящего корпоративного портала. Основные бизнес-требования к нему были следующими: надежность и устойчивость к нагрузкам, удобство для пользователей и контент-менеджеров, расширяемость, т. е. возможность создавать и наращивать функционал путем построения собственных страниц, разделов и приложений. По сути, компании нужен был не “коробочный” продукт с фиксированным функционалом, а платформа, на базе которой можно было бы гибко формировать некий адекватный слепок текущей корпоративной действительности.

Инициатива перестроения портала исходила из головного офиса группы “Спортмастер”, причем формальное решение о запуске проекта было приурочено к празднованию 20-летия группы. Исходя из стратегических целей компании, было решено не просто обновить внутренний сайт, а внедрить новую платформу, отвечающую последним мировым тенденциям в построении корпоративных порталов и способную покрыть нужды компании в дальнейшем развитии внутренней информационной инфраструктуры.

“Мы изучали опыт порталостроения крупных российских компаний — “Билайна”, МТС и Внешэкономбанка, который, кстати, и стал одним из основных вдохновителей принятого нами решения в пользу платформы Oracle, — рассказал Михаил Милонов. — Впрочем, в этот момент проектов, сделанных на основе платформы Oracle WebCenter Spaces, в России еще не было. Мы выбирали, прежде всего, лучший продукт, и поэтому поначалу плотно общались именно с поставщиками платформ: Оracle, Microsoft, LifeRay и др., и лишь после некоего предварительного выбора начали подыскивать подрядчика. Если говорить о критериях, то главным для нас было наличие опыта осуществления проектов по созданию корпоративных порталов на платформе Oracle в России и соответствующей экспертизы, владение портальными технологиями. Совсем немного партнеров Oracle отвечали всем этим требованиям. Тем более что для нас было важно, чтобы подрядчик находился в Москве. Поэтому очень быстро нам стало ясно, что, пригласив компанию ФОРС, мы в своем выборе не ошибемся. Дальнейший опыт совместной работы показал, что это было правильное решение”.

Каким проблемам при построении корпоративных порталов заказчики обычно уделяют недостаточно внимания? “Не все они осознают важность совместной работы над проектом заказчика и исполнителя, причем с самых ранних стадий, — полагает директор отделения корпоративных интернет-решений компании ФОРС Алексей Ильвовский. — Для этого нужна не просто формальная рабочая группа у заказчика (она есть почти всегда), а вхождение в эту группу заинтересованных, мотивированных, активных людей, болеющих за конечный успех проекта, имеющих желание и возможности решать возникающие по ходу проекта вопросы совместно с исполнителем. Важно также наличие на всем протяжении проекта комплексной бригады от заказчика, включающей ИТ-специалистов, готовых решить технические проблемы, и представителей бизнеса, готовых сформулировать свои предпочтения и идеи по возникающим вопросам. В случае “Спортмастера”, должен сказать, что все эти пункты были выполнены на 100%. Кроме того, важен правильный подход к организации пилотного проекта, который должен служить не для демонстрации начальству множества красивых страничек, а призван иллюстрировать все ключевые функции будущего проекта на выбранных примерах. Должен быть наглядно представлен весь жизненный цикл той или иной функциональной возможности, а сам пилотный проект стать уменьшенным вариантом реально работающей системы ”.

Проект стартовал в августе 2011 г. и был завершен в июне 2012-го. Сначала (с августа по октябрь 2011 г.) осуществлялось обследование бизнес-процессов компании и подготовка технического задания, шел пилотный проект, предполагавший внесение в систему части контента и реализацию базовых функций. После этого до декабря реализовывались остальные функции, и система была введена в опытно-промышленную эксплуатацию. Кроме того, в те же сроки специалистами ФОРСа была спроектирована существенная часть дизайна портала. На завершающем этапе, до конца марта 2012 г., в соответствии с дополнительными требованиями заказчика дорабатывалась документация, уточнялся функционал портала и структура его контента. Параллельно проводилось обучение пользователей. К июню завершилась полная замена старого портала на новый, куда было перенесено более 1700 Web-страниц. Общее число пользователей к тому моменту составляло 20 тыс., и 2000 из них могли получать доступ к порталу одновременно.

Проект осуществлялся совместной командой внедрения специалистов подрядчика и заказчика. По словам Михаила Милонова, ИТ-департамент “Спортмастера” отвечал прежде всего за интеграционные работы: порталу требовалась информация из кадровой системы, и обеспечить ее наличие было задачей заказчика. Также нужно было создать необходимую инфраструктуру, развернуть серверы, базу данных, обеспечить доступ подрядчиков к корпоративной сети, провести нагрузочное тестирование портала. В проекте со стороны заказчика были заняты два специалиста, один из них в роли руководителя проекта. Сейчас за работоспособность также отвечают два человека — администратор портала и аналитик. ФОРС взял на себя техническое сопровождение и поддержку. Дополнительного обучения в ФОРСе указанные сотрудники “Спортмастера” не проходили, ограничившись получением инструкций для контент-менеджеров и администратора портала.

“Ожидания от платформы в целом оправдались, — констатировал Михаил Милонов. — Благодаря возможностям, заложенным в базовом продукте Oracle, мы получили надежный масштабируемый инструмент для развития портала, а благодаря компании ФОРС — хороший заказной функционал. Как и у любого довольно сложного и относительно молодого продукта, у Oracle WebCenter Spaces есть определенные недостатки. К ним следует отнести известную проблему с невозможностью сделать длинные пользовательские сессии. Точнее, сделать можно, но долгоживущие сессии приводят к большому расходу памяти на сервере, что сказывается на устойчивости работы портала. Жаль, что с этой проблемой боролся именно ФОРС, а не Oracle, как мы в начале ожидали. Остальные проблемы были менее значимыми, они вполне решались через запросы в техподдержку Oracle”.

Система обеспечила оперативный доступ сотрудников к работе с самыми разными источниками корпоративной информации, включая новости, документы, статические разделы, архив, фотогалерею, телефонный справочник. Ряд сервисов помогает организовать информационное и интерактивное взаимодействие сотрудников компании между собой и с управляющими структурами, публикацию поздравлений с памятными датами, оформление различных типов заявок, проведение опросов и реализацию различных форм обратной связи. Создан удобный механизм для централизованного полнотекстового поиска по всему порталу и его отдельным разделам.

Как пояснил Алексей Ильвовский, подобные порталы принято называть кадровыми. Портал “Спортмастера” создавался с прицелом на развитие его функциональности в сторону так называемого портала для сотрудников (employee portal). Для него характерно то, что портал рассматривается как совокупность саморазвивающихся, пересекающихся, взаимодействующих друг с другом пространств для работы пользователей (групповых и персональных), в противоположность традиционному подходу, заимствованному из сайтостроения. Часть групповых пространств при этом будет обслуживать работу стационарных оргструктур компании, часть — работу динамически создаваемых сообществ.

По мнению Алексея Ильвовского, благодаря продуманному выбору заказчиком платформы для разработки, проект получился весьма перспективным: возможности Oracle WebCenter позволяют системе непрерывно развиваться, выходя далеко за рамки кадрового портала. О наличии подобных планов развития портала заявил тогда же ИТ-директор группы “Спортмастер” Герман Алексеев. Предполагалось осуществить интеграцию с внутренними корпоративными и внешними информационными системами и, прежде всего, BI-системой, реализовать в рамках портала ряд бизнес-процессов, создать такие социальные сервисы, как вики, блоги, форумы, групповые и персональные пространства (Spaces).

По словам Михаила Милонова, за прошедший год силами ИТ-департамента “Спортмастера” довольно активно наращивался кадровый функционал портала, появился новый инструмент для проведения опросов, добавились новые заявки, была осуществлена интеграция с корпоративной службой каталогов (ActiveDirectory), что позволило вплотную подойти к задачам персонализации. В рамках портала реализован ряд бизнес-приложений, таких как маркетинговый календарь и система сбора отчетов о магазинах. Успешно проведен апгрейд на новую версию платформы Oracle WebCenter. Как сообщил Михаил Милонов, на всех этих и последующих этапах сотрудничество “Спортмастера” с ФОРСом продолжится — как в части сопровождения системы, так и её дальнейшего развития.

Версия для печати (без изображений)