Законодательство-2013

В минувшем году в действующее законодательство были внесены существенные дополнения, которые с уверенностью можно охарактеризовать как продолжение развития электронного взаимодействия, имеющего отношение как к рабочей, так и к частной сферам деятельности граждан России.

Дистанционная работа

Говоря об изменениях в нормативно-правовом регулировании, следует отметить 60-ФЗ от 05.04.2013 о введении в Трудовой кодекс РФ главы 49.1, посвященной особенностям регулирования труда людей, работающих дистанционно. В законе даны определения понятий “дистанционная работа”, “дистанционный работник” и определены условия взаимодействия работодателя с дистанционным работником. Глава не регулирует полностью порядок и условия работы дистанционного работника. На него распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Электронное взаимодействие работодателя с дистанционным работником осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Причем в законе установлено, что каждая сторона указанного обмена обязана направлять в форме электронного документа подтверждение того, что от другой стороны электронный документ получен в срок, определенный трудовым договором о дистанционной работе. То есть следует обратить внимание, что ответ на любое письменное обращение становится требованием закона.

Согласно новой главе ТК РФ электронным образом может быть оформлен фактически любой документ, включая трудовой договор. Но даже если договор заключен путем обмена электронными документами, работодатель не позднее чем через три календарных дня со дня его заключения договора обязан направить дистанционному работнику по почте заказным письмом с уведомлением оформленный надлежащим образом экземпляр данного трудового договора на бумажном носителе.

В свою очередь и работник должен направлять по почте заказным письмом с уведомлением бумажные оригиналы документов о временной нетрудоспособности и в связи с наступлением материнства. Таким же образом он вправе получить заверенные копии тех документов, которые по заявлению могут быть затребованы им у работодателя. Об оплате или порядке приобретения УКЭП в новой главе ТК РФ не говорится. Кто должен приобретать ее: дистанционный работник или работодатель? Закон вступил в силу в апреле прошлого года, и практика его применения только начинает складываться. Однако порядок приобретения электронной подписи (ЭП), необходимой для обмена документами, было бы целесообразно закрепить в трудовом договоре. Решения этого вопроса, а также, возможно, появления новых возможностей для организации взаимодействия с дистанционным работником можно ожидать в наступившем году.

Электронные счета-фактуры

Вопросы, связанные с обменом счетами-фактурами между налогоплательщиками, не только не потеряли своей актуальности в прошлом году, но и нашли отражение в появлении новых форматов электронных документов.

В соответствии с 420-ФЗ от 28.12.2013 в Налоговом кодексе РФ изменился порядок оформления счетов-фактур (ст. 168, 169). Вопросы их оформления в электронном виде активно обсуждались в течение всего минувшего года. Тема, касающаяся оформления и передачи электронных счетов-фактур, во многом связана с развитием инфраструктуры, затрагивающей вопросы роуминга, взаимодействия с операторами электронного документооборота и некоторых особенностей, связанных с форматом этих документов.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи между контрагентами. Принятая нормативная технологическая база упрощает процедуру проведения мероприятий налогового контроля. Появилась возможность отказаться от оформления бумажных счетов-фактур, уменьшить статьи затрат на канцелярские и почтовые расходы, уйти от необходимости простаивать в очередях.

Однако преимущества электронного документооборота могут иметь и обратную сторону.

Дело в том, что в бумажном варианте даты составления и выставления документа не различаются, его можно датировать произвольно. С появлением электронных счетов-фактур бухгалтеры насторожились. Теперь порядок оформления и пересылки электронных счетов-фактур не позволит контрагентам выставить счет-фактуру задним числом — дата выставления документа строго фиксируется не только непосредственными участниками обмена, но и независимой стороной — оператором в технологических документах и изменить ее невозможно. Следовательно, налогоплательщики должны уделять пристальное внимание порядку оформления документов.

В октябре прошлого года, выступая на одной из конференций, посвященных проблематике взаимодействия налогоплательщика и налогового органа, заместитель начальника управления информационных технологий ФНС Ольга Чепурина говорила о внесенном в Минфин предложении создать единый документ, удовлетворяющий потребности налогоплательщиков. К концу того же месяца была предложена форма универсального передаточного документа на основе формы счета-фактуры. Согласно письму ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ “Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры” форма носит рекомендательный характер и не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных форм первичных учетных документов.

Ожиданием наступившего года является запланированное расширение перечня документов, которые ФНС будет принимать в XML-формате в полностью автоматизированном режиме. Важно отметить острую необходимость в появлении нормативных документов, касающихся хранения электронных документов.

Арбитражная практика

Изменения прошлого года коснулись арбитражной практики. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. № 80 утвержден “Порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде”, который заменяет Временный порядок, утвержденный в 2011 году. Помимо изменившегося названия самой системы регистрации — “Мой арбитр” — теперь уточняются форматы принимаемых файлов документов. К примеру, при направлении через систему подачи документов копии мирового соглашения пользователь загружает его в текстовом формате (.doc, .docx, .odt, .rtf, .txt). Общие требования к подаваемым документам, включая размер файла, не изменились: объем не должен превышать 10 Мб.

Настоящий документ дополнил предыдущий в части уточнений, касающихся представления информации. К примеру, помимо идентификационного номера налогоплательщика и основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя с отметкой “при наличии” указывается страховой номер индивидуального лицевого счета. Требуется также (при наличии) “доверенность, выданная лицом, от имени которого подаются документы. Если истцами (заявителями) выступают несколько лиц, указывается информация о каждом из них”.

Кроме того, приведены уточнения возможных пользователей (либо ответчика, заинтересованного лица) системы: публично-правовое образование, должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления, подразделение ЦБ РФ, войсковая часть, не являющаяся юридическим лицом, орган, не имеющий статуса юридического лица, но наделенный федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями. А также информация о документах, которую они должны представить.

Среди очевидных изменений стоит отметить, что согласно новому порядку “в случае если подается жалоба на определение арбитражного суда кассационной инстанции (ст. 291 Арбитражный процессуальный кодекс РФ), выбор в качестве адресата федерального арбитражного суда округа или Суда по интеллектуальным правам производится автоматически”. Тогда как согласно предыдущему Временному порядку выбор федерального арбитражного суд округа оставался за пользователем.

Законодательство-2014

К началу года появилось сразу несколько законодательных актов, вводящих электронную сдачу отчетности в регулирующие органы с 1 января 2014 г.

В соответствии с приказом Фонда социального страхования № 590 от 16.12.13 плательщики страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с наступлением материнства получили возможность сдавать в электронном виде форму 4а-ФСС. Настоящим приказом утверждена “Технология приема отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в электронном виде с применением электронной подписи”. В ней, в частности, предусмотрен порядок подготовки и представления отчетов в электронном виде с ЭП. Страхователь представляет отчет в фонд в электронном виде по ТКС на шлюз приема расчетов в Интернете лично либо через своего уполномоченного представителя на внешнем носителе — в территориальный орган фонда по месту регистрации.

Однако надо отметь, что на сегодня вариант сдачи отчетность в электронном виде — это возможность, но не обязанность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 1024 были внесены изменения в “Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей”. Они коснулись, в частности, сроков представления деклараций в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР). Формат представления обозначен в п. 16 настоящих правил: “…декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом “Об электронной подписи»”.

В п. 19, который подразумевает сдачу декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим правилам, в органы исполнительной власти субъектов РФ по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя) о формате документа не сказано. То есть теоретически их можно сдать на бумаге. Однако копии этих документов в ФСРАР должны быть направлены в электронной форме в течение суток после представления декларации в органы исполнительной власти субъектов РФ, что подразумевает переход на электронный формат.

Перспективы

Перспективой текущего года может стать преобразование почтовых услуг. Согласно информации, представленной в компьютерной справочно-правовой системе “КонсультантПлюс”, правительство вносит на рассмотрение Госдумы проекты ФЗ “О почтовой связи” и “О внесении изменений в отдельные законодательные акты…”.

Среди целей проекта ФЗ № 418707-6 “О почтовой связи” значатся “развитие почтовой связи и создание условий для развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи; развитие и внедрение технологий пересылки почтовых отправлений в электронной форме”.

Настоящим законопроектом предусматривается создание двух видов почтовой связи: универсальной и курьерской. Первая призвана обеспечить пересылку почтовых отправлений по любому почтовому адресу, иметь регулярный характер и быть доступной на всей территории страны. Вторая — обеспечить индивидуальные потребности пользователей, связанные с особыми сроками либо условиями пересылки почтовых отправлений.

Помимо этого законопроект предполагает пересылку почтовых отправлений в электронной форме. Даны определения “почтомата” и “электронного письма”. Предполагается, что корреспонденция направляется в электронной форме на официальные электронные ящики либо распечатывается на бумажном носителе с последующей доставкой или вручением.

Очевидно, что если данный законопроект будет принят, то действующий федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ “О почтовой связи” утратит силу.

Версия для печати