В московском отеле “Бородино” 19 февраля 2014 г. состоялась конференция “Экосистема ECM: от платформенного вендора до корпоративного заказчика”, организатором которой выступил журнал PC Week/Russian Edition. Находясь в перечне регулярных мероприятий, проводимых журналом, конференция, по словам главного редактора PC Week Алексея Максимова, открыла новый, гораздо более компактный (по сравнению с проводимыми PC Week/RE форумами Russian Summits) формат, сфокусированный на практической направленности и предполагающий взгляд на систему с разных позиций: заказчиков, платформенных вендоров, разработчиков конкретных решений, интеграторов, внедренцев, независимых аналитиков.

В программе конференции значились три тематические секции, построенные по единому принципу: выступления докладчиков сопровождались ответами на вопросы аудитории и завершались дискуссией на тему, заданную ведущими мероприятия — обозревателями PC Week Андреем Колесовым и Ольгой Звонарёвой.

Конференция открылась докладом главного аналитика Forrester Research Шерил Маккиннон “Как современные инструменты помогают выполнять ECM-проекты: опыт успешных внедрений”. Выступление проходило в формате скайп-трансляции из Канады, впрочем, удалённость докладчика не повлияла на возможность диалога с участниками конференции. В начале доклада Шерил поделилась своими взглядами на основные принципы развития компании, желающей занять место на ECM-рынке, а также напомнила аудитории об общемировых ECM-трендах. Основная часть её сообщения содержала результаты исследований зарубежного опыта внедрений ECM-систем в различных разрезах: проблемы и узкие места внедрения, основные показатели эффективности, критерии успешного внедрения, методологии и техники внедрения, методы сбора обратной связи и т. п. В завершение доклада Шерил подытожила опыт зарубежных коллег и перечислила рекомендации, основанные на результатах проведённых исследований. Одобрительный смех и аплодисменты аудитории вызвал вопрос из зала: “Сколько денег я сэкономил, не участвуя в этой гонке вооружений, нередко сопровождающейся ещё и сменой “оружия”, а просто имея четырёх хороших аналитиков, работающих мозгами и руками?”. Отмечу, что несмотря на развёрнутый ответ конкретные цифры Шерил всё же затруднилась назвать.

Знамя зарубежного опыта подхватил разработчик стратегии развития Alfresco Лоуренс Харт, шутливо отметивший в приветственном слове, что в отличие от Шерил он не побоялся приехать в Россию. Лоуренс представил доклад на тему “Изменение фокуса с классической ECM-системы на частные бизнес-решения”. В своём выступлении он продолжил тему, начатую Шерил, ещё раз заострив внимание на современных трендах, однако заметил, что следовать им нельзя слепо и выборочно — необходимо встраивать существующие тенденции в общую стратегию развития. Основной же мыслью доклада стала необходимость переориентации ECM-систем от работы для ИТ в сторону бизнеса, что позволит заказчику вырваться из замкнутого круга вложения инвестиций в системы, не решающие существующих проблем и задач.

Доклады западных коллег завершились дискуссией крупнейших вендоров, завсегдатаев квадранта Gartner. Темой дискуссии был выбран вопрос “ECM в России: как идти в русле общемировых трендов и есть ли в этом необходимость?”. Стоит отметить, что несмотря на усилия ведущего фокус обсуждения постоянно смещался от принципиальной оценки применимости мировых трендов в сторону проблем российского рынка как такового. Приведу ряд высказываний, показавшихся мне интересными и вызвавших живую реакцию аудитории.

Михаил Писарев, руководитель группы по работе с энергетическими заказчиками EMC Information Intelligence Group, возразил западным докладчикам, отметив: “СЭД и ECM в России — это не ИТ, это бизнес-задачи. EMC Documentum работает десять лет, и наш успех связан исключительно с одной вещью — мы понимаем, что СЭД это не ИТ-задача. Именно поэтому другие вендоры не имеют успеха в России”. Финальная реплика, вызвавшая смех и аплодисменты аудитории, в дальнейшем была расценена оппонентами Михаила как попытка “захвата сцены”.

Дмитрий Лактионов, лидер направления ECM корпорации IBM в России и СНГ, не согласился с мнением коллеги и отметил, что “…помимо решения бизнес-задач IBM ориентируется в том числе на инфраструктурное и ИT-применение ECM. Всё зависит от особенностей организации, и отрадно, что многие компании уходят от кусочного решения задач, когда каждая из них закрывается отдельной технологией и в итоге получается системный зоопарк. Есть масса примеров, когда заказчик сознаёт данные риски и выбирает ECM как единую инфраструктуру, понимая, что в ней есть определённый набор решений для разных бизнес-задач”. В качестве позитивного тренда Дмитрий отметил возрастающую поддержку со стороны государства перехода организаций на использование электронного документооборота.

Владимир Баласанян, председатель совета директоров ЭОС, обратил внимание аудитории на то, что “…понятие Enterprise Content Management — это маркетинговый термин, он искусственный. Заказчики и в России, и в других странах хотят получить определённые бизнес-приложения. Рынок же предлагает им выбор — готовое бизнес-приложение или платформа как решение”. Ведущий дискуссии Андрей Колесов отметил, что в то время как мировые тренды только сейчас говорят о повороте от платформ к вертикальным решениям, в России изначально работают “от заказчика”.

Константин Жуков, руководитель направления EIM (управление корпоративной информацией) SAP CIS, выразил мнение, что “вертикальные решения и платформа — это не два полюса, а связанные и пересекающиеся вещи, предполагающие тесную интеграцию”.

Председатель совета директоров ГК “АйТи” Тагир Яппаров сместил фокус дискуссии: “На ECM-рынке не хватает бизнес-проектов, которые можно было бы показывать как истории успеха. Выбор “платформа vs решение” весьма утилитарен, а вот выбор партнёра, внедряющего решение, как раз и определяет успех проекта”. С этим мнением согласились все участники дискуссии: Дмитрий Лактионов провёл юмористическую аналогию с “мерседесом”, который из-за некачественного сервиса может превратиться в “запорожец”, а Владимир Баласанян отметил, что на российском рынке есть практика, когда успешные компании могут тиражировать даже неуспешные проекты.

После кофе-паузы конференция продолжилась секцией “Современные решения”, в ходе которой было представлено шесть докладов, раскрывающих достоинства ECM-систем, предлагаемых вендорами и их партнерами на российском рынке.

Алексей Асафьев, коммерческий директор НЦПР, представил систему Alfresco и своим докладом ответил на вопрос “Как выбрать ECM-систему, которая отвечала бы всем требованиям российских компаний?”. Он обратил внимание аудитории на постоянную изменчивость и противоречивость требований заказчиков, на силу национальных и корпоративных традиций ОРД, нечёткость и недостаточность проработки нормативно-правовой базы, разность мнений пользователя системы и бизнес-руководителя. Всё это, считает докладчик, приводит к тому, что системы, предлагаемые рынком, должны обеспечивать высокую скорость реакции на изменения и адаптацию к различным уровням требований.

Сергей Якимчук, специалист по решениям для управления корпоративным контентом IBM в России и СНГ, представил аудитории “Другой взгляд на ECM — Enterprise Reports Management”. В своём докладе он выделил разные группы обрабатываемого ECM-системами контента и предложил возможные способы и принципы обработки этих групп.

Александр Бейдер, директор по развитию бизнеса, направление ECM компании TerraLink, представил взгляд партнёра вендора OpenText на концепцию EIM (Enterprise Information Management): “Настало время использовать весь потенциал бизнес-информации предприятия”. Он познакомил аудиторию с историей вопроса управления контентом и с концепцией EIM как новым этапом развития, обратив внимание на необходимость одинаково строгого управления и целостности обработки как структурированной, так и неструктурированной информации. Александр определил EIM как “ECM плюс управление контентом ERP”, выбрав формулировку, данную Андреем Колесовым, и признав её наиболее ёмкой, яркой и запоминающейся. Завершая свое сообщение, докладчик сформулировал пять составных частей концепции EIM. Его выступление сопровождалось едкими комментариями представителей компании IBM, и стоит отметить, что противостояние IBM и TerraLink проходило красной нитью сквозь всё мероприятие в целом.

Александр Осипов, заместитель начальника управления маркетинга, EOS for SharePoint product manager компании ЭОС, позиционировал себя как плохого теоретика, заявив о необходимости решать бизнес-задачи, а не обсуждать теоретические и концептуальные вопросы. В ходе доклада “Реализация философии “Go beyond” в корпоративной ECM-системе” он обозначил существующие границы СЭД-систем и связанные с ними последствия для бизнеса, а также выдал рекомендации о том, как эти границы можно обойти с помощью системы EOS for SharePoint.

Олег Бейлезон, главный ECM-архитектор компании “Логика Бизнеса”, являющейся правопреемником “Босс-Референта”, представил доклад “Опыт адаптации платформы Alfresco под требования российских заказчиков”. Докладчик поделился информацией о создании внутри архитектуры Alfresco платформы бизнес-сервисов, позволяющей строить решения для российских заказчиков и предполагающей органичное встраивание как на уровне модели данных, так и на уровне бизнес-процессов и веб-интерфейса Alfresco.

Серию докладов завершил Александр Безбородов, руководитель отдела разработки программ документооборота “1С”, темой “ECM как часть корпоративной информационной системы на единой платформе”. Он обратил внимание аудитории на то, что эффективность ECM-системы зависит от того, насколько тесно она интегрирована с ключевыми бизнес-приложениями предприятия, отметив чрезвычайное удобство, если система и приложения построены на одной платформе.

Секция завершилась дискуссией докладчиков на тему “От слов к делу: как превратить ECM из концепции в инструмент решения конкретных бизнес-задач”, в рамках которой вновь говорили о специфике российских заказчиков, особенностях их требований и о предпосылках и принципах выбора бизнесом ECM-систем. Одну из болезненных точек обозначил Александр Осипов, отметив неприятную особенность российского бизнеса, выражающуюся в стремлении внедрением ECM-систем автоматизировать хаос, существующий в компаниях из-за недообследованности собственных процессов и отсутствия регламентов и внутренних нормативных документов. Упомянул он и о часто встречающейся ситуации, когда при внедрении учитывают требования ограниченных групп лиц — как правило, представителей ИТ — и забывают о мнении других участников бизнес-процессов, в том числе будущих непосредственных пользователей системы. По инициативе ведущей дискуссии Ольги Звонарёвой коснулись привычного вопроса о способах борьбы с излишним количеством распечатываемых бумажных документов, и здесь нельзя не процитировать Александра Безбородова, который под одобрительный смех коллег сказал: “Пусть бумажный документооборот будет самой большой нашей с вами проблемой”.

Заключительная секция конференции носила самую практическую направленность, так как была представлена серией докладов об опыте реальных внедрений на примере конкретных компаний. По стечению обстоятельств большинство докладов касалось проблем хранения документов, что вызвало живую реакцию и острые вопросы аудитории.

Руководитель проектов компании КРОК Олег Майданский представил проект автоматизации Высшего арбитражного суда РФ, решающий вопросы централизованного хранения и территориально-распределённого доступа к судебной информации посредством создания единого электронного архива на платформе Alfresco.

Вновь вышедший на сцену Александр Бейдер рассказал о проекте построения единой информационно-управляющей платформы в EFES Rus на базе SAP ERP. Для компании, ориентированной на политику поглощений, важно было внедрить максимально стандартизированное решение, обеспечивающее масштабирование, а также эффективность и лёгкость интеграции других предприятий в основной бизнес.

Ведущий специалист по документообороту ЗАО “Метробанк” Ольга Нечаева поделилась опытом внедрения системы “1С: Документооборот” в коммерческом банке. Задачами проекта стали оптимизация процессов подготовки, согласования и утверждения документов и повышение их прозрачности, сокращение бумажного документооборота, создание единого хранилища документов, обеспечение быстрого поиска, контроль исполнительской дисциплины, мониторинг трудозатрат на работу с документами, исключение случаев утери документов, создание библиотеки нормативных документов.

Завершил секцию представитель компании “Логика Бизнеса” Артур Панчоян, рассказавший о проекте создания в ООО “РН-Учёт” электронного хранилища первичных финансовых документов на платформе IBM FileNet. Одна из сложностей, с которой столкнулся заказчик, состояла в том, что вся финансовая “первичка” хранилась в трёх разных видах: бумажном, отсканированном в территориально-распределённых файловых структурах и электронном в локальных учётных системах. Необходимо было построить единое информационное пространство, позволяющее не только обращаться к отдельным документам, но и формировать комплекты для запросов налоговых органов.

Заключительная дискуссия предполагала участие партнёров и заказчиков в обсуждении вопроса “Подводные камни ECM-проекта: как их видят и преодолевают заказчики”, но ввиду отсутствия представителей этих последних перешла в стадию вопросов, которые аудитория задавала докладчикам, и подведения итогов конференции в целом.

Горячее обсуждение вызвал вопрос ведущего дискуссии Андрея Колесова о том, насколько упростится реализация подобных проектов и уменьшится их стоимость, если государство полностью узаконит электронный финансовый документооборот и не будет необходимости поддерживать бумажный контур. Представители внедрения стали называть предполагаемые цифры, но в позитивные оценки вмешалась Ольга Подолина, аналитик из “Ай-Теко”, на основе своего опыта категорично высказавшаяся о невозможности перехода на полный электронный документооборот в этой области.

Отдельно стоит отметить, что почти каждый доклад секции “Опыт внедрений” сопровождался вопросом Исмаила Белова, руководителя направления ИТ и инноваций J’son & Partners Consulting, об оценке эффективности внедрения; к сожалению, вопрос этот так и не получил внятных ответов. В дальнейшей дискуссии, инициированной вашей покорной слугой, обнаружилось, что команды внедрения чаще всего не рассчитывают такие оценки ни для заказчика, ни даже для себя. Вопросы о том, по каким показателям оценивается успешность проектов, какие критерии демонстрируют достижение поставленных целей, необходима ли вообще подобная оценка, также остались открытыми. Тема оказалась настолько острой, что в дискуссию впервые вмешались заказчики — представители компаний ОАО “Сухой” и “Газпром Межрегионгаз”. Была высказана просьба к внедренцам о необходимости помогать заказчикам в оценке эффективности, учитывая при этом, что не все статьи такого подсчёта можно и нужно обнародовать во избежание нежелательных последствий. Дополнительно было отмечено, что не все подсчёты можно произвести непосредственно по итогам завершения проектов — часть результатов лучше видна на расстоянии.

Дискуссия завершилась обсуждением “подводных камней” и специфических трудностей внедрения крупных проектов в России.

Финальным аккордом прозвучало высказывание Сергея Иванова, начальника управления делами “Газпром Межрегионгаза”, о том, что в проектах внедрения часто отсутствует квалифицированный информационный заказчик от предприятия, который был бы способен поставить бизнес-задачу с точки зрения стратегии развития управления информацией в компании. Говорилось о том, что необходимо сформировать класс профессиональных управляющих информацией в организациях на стороне заказчика, что позволит с высоким качеством выстраивать стратегию и в дальнейшем переходить к реализации.

По итогам мероприятия отдельно хочу отметить присутствие на конференции представителей Департамента информационных технологий города Москвы, что явно демонстрирует внимание государства к проблемам и практикам электронного документооборота и позволяет рассчитывать на решительные шаги в сфере нормативного регулирования острых вопросов, не единожды звучавших в ходе мероприятия.

Завершить обзор хотелось бы пожеланием к организаторам увеличить на последующих конференциях долю представителей заказчиков как среди аудитории, так и среди выступающих и дискутирующих участников. Данное мероприятие показалось мне скорее “тусовкой для своих”, в ходе которой вендоры и партнёры рассказывали об успешных проектах и рекламировали свои системы друг другу. Как представитель внедрения предпочла бы всё же узнавать о проблематике и задачах заказчиков из первых рук, а передачу опыта между коллегами строить не столько на рассказах о преимуществах тех или иных систем, сколько на обсуждении трудностей, с которыми приходилось сталкиваться, и способов их преодоления.

Автор статьи — консультант по внедрению DIRECTUM.

Версия для печати