Изменения в налоговом законодательстве еще в середине прошлого года указывали на перспективу сдачи декларации по налогу на добавленную стоимость не просто в электронном виде, но и обязательно через оператора ЭДО (134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013). Соответствующее письмо было опубликовано ФНС России в октябре 2013 г. (№ ЕД-4-3/18592@ от 17.10.2013). Разъяснения с указанием ссылок на документы были опубликованы ФНС в письме № ГД-4-3/2712 от 18 февраля 2014 г..

Согласно пункту 3 статьи 24 закона 134-ФЗ с 1 января 2014 г. налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В указанном пункте статьи есть оговорка: «если иное не предусмотрено 21 главой Кодекса». Поэтому налогоплательщикам важно понимать, на кого из них распространяется требование закона.

«Внесенные в Налоговый Кодекс изменения, касающиеся сдачи налоговых деклараций по НДС в электронном виде распространяются на все организации вне зависимости от численности», — поясняет Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС. Независимый эксперт Павел Плотников дополняет: «С 2014 г. под „обязаловку“ попали все, а значит, к системе приобщена и миллионная армия ИП, мелкие компании, автономные или унитарные государственные предприятия. Стремление ФНС заставить всех налогоплательщиков передавать декларации через единый стандартизированный канал понятно — это серьезно облегчает обработку поступающих данных, а обязательное использование операторов ЭДО позволяет переложить на них функции контроля над правильностью и своевременностью поступления документов».

Насколько своевременно такое принципиальное изменение схемы подачи документов и является ли это естественным следствием развития электронного взаимодействия, которое планомерно внедряет ФНС? Напомним, что отправка документов через операторов ЭДО является платной. Возможно, для бюджета больших компаний это взаимодействие не будет накладным, чего не скажешь о небольших и некоммерческих организациях.

Павел Плотников полагает, что для бизнеса ничего страшного в такой системе нет, тем более что практика использования операторов ЭДО мелкими организациями и ИП уже отлажена. Однако, по его мнению, ФНС торопится. «Пока еще система операторов ЭДО не полностью отработана, есть множество нюансов, которые могут не позволить получить желаемый эффект. Во-первых, пока система работает только в одну сторону. То есть, налогоплательщик может отправить декларацию в налоговую инспекцию, но налоговая не может делать запросы налогоплательщикам и получать ответы, используя тот же канал. Это неизбежно вызовет параллельный поток бумажных копий документов и усложнит работу бухгалтеров, причем для малого бизнеса это однозначно дополнительные расходы и издержки. Во-вторых, структура операторов ЭДО пока не совершенна и есть много проблем, таких как роуминг между операторами и частые доработки программного обеспечения операторов, которое требуют дополнительных ИТ-затрат и т. д.», — считает он.

Логичным следствием данного требования законодательства будет увеличение спроса на услуги операторов ЭДО, требования интеграции с действующими системами, выстраивание электронного взаимодействия с контрагентами. Как быстро операторы сориентируется в данных условиях и насколько их решения будут удобны для широкого круга пользователей?

По мнению г-на Плотникова, операторы ЭДО очень быстро удвоят количество подписчиков и соберут миллиарды рублей с новых компаний: в 2011 г. операторы говорили, что всего подключено около 3 млн. абонентов, теперь это количество скорее всего увеличится вдвое. «Но я не уверен, что все операторы справятся с такой нагрузкой, так как нужно не только выдать ключи, подпись, установить софт, но и заниматься техподдержкой, а это куда сложнее. Крупным операторам, конечно, будет легче справится с массовым наплывом новых клиентов, но клиентам мелких региональных операторов, безусловно, придется столкнуться с множеством неприятностей. Далее пойдет вторая волна корректирующей отчетности, и это вызовет еще больше вопросов налогоплательщиков. Уже сейчас на профессиональных бухгалтерских форумах бурлят дискуссии о том, как и что делать. Я считаю, что несмотря на правильную цель перехода к безбумажной налоговой отчетности, ФНС идет старинным проверенным путем „главное ввязаться в бой, а там посмотрим“», — отметил он.

Говоря о текущем положении дел и ближайших перспективах, г-н Плотников полагает, что пока ни бизнес, ни спецоператоры не готовы к массовому переходу сдачи налоговой отчетности в электронном виде. А значит, стоит ожидать не только сбоев системы, но и серьезных сопротивлений со стороны налогоплательщиков. «Не удивлюсь, если в арбитражных судах резко возрастет число жалоб. Но, тем не менее, еще один шаг в отказе от бумаги сделан. Шаг большой, но не очень подготовленный (причем не подготовленный именно со стороны ФНС) и поэтому безбумажный документооборот первички по-прежнему на горизонте», — заявил он.

В целом же, по мнению г-жи Храмцовской, новые требования ФНС подталкивают даже небольшие организации к внедрению электронного документооборота и электронных подписей.


Версия для печати