Приказом Министерства юстиции РФ № 78 от 16 апреля 2014 г. утверждены новые Правила нотариального делопроизводства, в которых помимо прочих внесенных изменений появилась новая глава о работе с электронными документами, что дает право заявителю подавать, а нотариусу принимать документы изначально в электронном формате.

«Значительные изменения внесены в каждый раздел Правил. Введение главы XIV „Особенности работы с электронными документами“ не явилось ключевым моментом для принятия новой редакции правил, хотя и определяет принципиально новый подход работы нотариусов с электронными документами», — отметил директор Фонда «Инноваций и информационных технологий» Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Эдуард Махноносов.

До недавнего времени документы, например, в случае наследственных дел заявитель предоставлял на бумаге. К ним, к примеру, относятся сведения из Единого расчетного центра. Любая ошибка, допущенная в документе оператором ЕРЦ, обязывала заявителя возвращаться в расчетный центр снова.

«Теперь в соответствии с пп. 198 и 199 Правил нотариус может принять любой электронный документ, — говорит г-н Махноносов. — При этом юридическая значимость электронных документов, представляемых нотариусу для совершения нотариальных действий, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) в порядке, установленном законодательством РФ. При получении электронных документов, подписанных УКЭП, нотариус осуществляет проверку ее подлинности».

Также, по его словам, в случае соответствующего решения Правления ФНП Фондом ФНП «Центр инноваций и информационных технологий» могут быть разработаны соответствующие сервисы, в том числе и автоматизирующие некоторые процедуры, предусмотренные Правилами нотариального делопроизводства.

О том, что запросы в «Сбербанк» подаются нотариусами через ЕИС нотариата в электронной форме, нотариусы рапортовали еще в середине прошлого года. Однако для получения необходимых сведений из других банков, заявителю необходимо передать запрос нотариуса в канцелярию банка. Но и здесь, по словам г-на Махноносова, в перспективе предусмотрены нововведения, призванные облегчить жизнь заявителя: «В соответствии с планом работы нашего Фонда на 2014 г. предусматривается создание универсального сервиса для любого банка для подачи запросов нотариусом о розыске вкладов наследников в электронной форме».

Очевидно, изменения во взаимодействии сторон действительно претерпевают положительные изменения. Напомним, что согласно 166-ФЗ от 02.10.2012 «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате и отдельные законодательные акты РФ» с 10 января 2014 г. единая информационная система нотариата должна включать в себя реестры удостоверенных завещаний, доверенностей и уведомлений об их отмене; открытых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества. Указные реестры ведутся в электронной форме на основании сведений, переданных нотариусами в единую информационную систему нотариата.

Все это указывает на тенденцию дальнейшего расширения электронного взаимодействия. Этому способствует желание всех заинтересованных сторон минимизировать технические ошибки, допущенные на бумаге, поскольку они затягивают процесс ведения дел и решение вопроса.

«Переход на обмен электронной информацией между нотариусами, органами власти и иными лицами, конечно, видится перспективным. Тем более что это в полной мере согласуется с положениями правительственной программы „Информационное общество“. Получение нотариусом информации для совершения нотариального действия из третьих источников (не от обратившегося лица) в значительной степени исключает возможность предоставления нотариусу недостоверной (подложной) информации, что, несомненно, является фактором, который усиливает гарантии стабильности и законности гражданского оборота. Кроме того, получение такой юридически значимой информации в электронной форме дополнительно снижает временные и, возможно, и финансовые затраты как обратившегося лица, так и нотариуса при обработке такой информации», — полагает г-н Махноносов.

Однако практическая реализация дальнейшее развитее и совершенствами электронного взаимодействия, по его мнению, невозможна без:

— создания соответствующих инфраструктуры и сервисов как в ЕИС нотариата, так и в случае сторон, с которыми производится обмен информацией; автоматизация процесса сбора информации на стороне ее предоставляющей (в противном случае длительность обработки запросов может значительно снизить эффективность электронного запроса);

— создания защищенных (по ГОСТ) каналов обмена информацией (в большинстве случаев возможно использование СМЭВ);

— обучения пользователей (в том числе и нотариусов).

«В соответствии с планом работы Фонда „Центр инноваций“ на 2014 г. предусматривается создание в СМЭВ сервиса формализованных и неформализованных юридически значимых запросов через ЕИС нотариата от органов государственной власти, подключенных к СМЭВ, к нотариусу и от нотариуса в органы государственной власти», — сообщил г-н Махноносов.


Версия для печати