В конце мая в Ростове-на-Дону с большим успехом прошла практическая конференция «Новые тенденции и современные технологии в организации электронного документооборота в органах государственной власти и в бизнесе». Это мероприятие, организованное Министерством информационных технологий Ростовской области, компанией «Электронные офисные системы» и группой компаний «Бизнес ИТ», собрало порядка 500 гостей из 6 округов Российской Федерации. Одним из тех, кто принимал непосредственное участие как в проекте автоматизации органов государственной власти на базе СЭД «ДЕЛО» в Ростовской области, так и в проведении мероприятия, стал Министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин. Герман Анатольевич дал оценку прошедшей конференции, а также раскрыл планы, связанные с реализацией проекта.

Герман Анатольевич, какова Ваша оценка прошедшей конференции? Почему Правительство Ростовской области активно поддержало ее? Ожидается ли здесь какое-либо развитие в будущие годы?

Прежде всего, эту конференцию подержал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Им было принято решение продекларировать готовность Ростовской области к участию в пилотном проекте Минкомсвязи России по запуску в субъекте эффективного федерального электронного документооборота.

Учитывая, что это первое мероприятие такого плана на региональном уровне, что впервые в России конференция данного формата привлекла столь большое количество участников — я считаю, что нам удалось достичь очень многого. Из 8 субъектов РФ на конференции были представлены 6 субъектов, 22 государственных органа власти, не считая представителей корпоративного сегмента и коммерческих организаций. То, что нам удалось пригласить и плодотворно пообщаться с таким широким кругом заинтересованных лиц — общая заслуга всех организаторов. Можно уверенно сказать: мероприятие прошло на высоком уровне.

На конференции нам удалось, с одной стороны, продемонстрировать наши достижения другим субъектам РФ, с другой — перенять у наших гостей положительный опыт внедрения их технологий. Мы также обменялись мнениями с Минкомсвязи России и приняли решение, которое теперь будем реализовывать в рамках уже выполненных этапов внедрения электронного документооборота. Кроме того, нами подготовлен проект обращения к Губернатору Ростовской области Василию Голубеву и Министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову с предложением проводить это мероприятие на базе Ростовской области ежегодно. Надеемся, что это предложение будет поддержано.

Ваш проект по внедрению электронного документооборота считается уникальным в России. Согласились бы вы с таким утверждением?

Насчет уникальности — безусловно. Та система ЭД, которая выросла из доступной всем коробочной версии, единственная в своем роде. Что касается нашего лидерства — при всем желании себя похвалить, мы объективно понимаем, что вопросы автоматизации прямо завязаны на бюджетном финансировании, на интересах государства, а мы находимся в той нише, которую нам отводит Правительство РФ и Минкомсвязи России. Хотя на конференции и говорилось, что Ростовская область входит в десятку лидеров по различным направлениям информатизации.

Единственно, хочу заметить, что чуть больше 2 лет назад по вопросу становления Электронного правительства Ростовская область действительно была аутсайдером. Мы были 79-ми из 83-х субъектов. Сегодня Ростовская область на 5 месте. И это тоже показатель эффективной совместной работы: большого внимания федеральных органов власти к стратегии развития регионов, слаженных действий команды наших связистов и ИТ-специалистов, которые активно реагируют на все предложения и нововведения законодательства в области ИТ.

Эта же синергия позволяет нам вести проект внедрения электронного документооборота, который получил положительные оценки независимых экспертов, в том числе председателя совета директоров компании «Электронные офисные системы», кандидата технических наук Владимира Баласаняна, а он чрезвычайно компетентен в российском документообороте.

Расскажите, пожалуйста, о ближайших перспективах проекта

Ближайшая перспектива проекта электронного документооборота — это повсеместное внедрение мобильного решения, которое мы презентовали. После того как мы достигнем насыщения органов власти, мы посмотрим эффективность его применения. Уже сейчас можно анализировать эту эффективность на примере Октябрьского района Ростовской области. Что касается более отдаленных планов, то, конечно, амбиции у нас высоки, впрочем, как и у многих других субъектов. Например, мы готовы предложить наше мобильное решение для внедрения другим желающим субъектам Российской Федерации. Если нас поддержит Минкомсвязи России, мы будем им чрезвычайно благодарны за такое содействие.

Будет ли делаться в его рамках что-то для предоставления услуг населению?

Да, систему электронного документооборота мы интегрируем в разработанную и внедряемую на территории Ростовской области систему «Народный контроль», которая будет запущена 1 июля 2014 года. Гражданин сможет отправлять информацию для представителей органов власти любым удобным для него способом, учитывая большое количество девайсов. Например, в критической ситуации можно будет отправить сообщение с фотокамеры. К этой фотографии в автоматическом режиме устанавливается статус контрольного поручения Губернатора области, все это отправляется к исполнителям через систему ЭД с контрольными сроками. Через определенное количество времени гражданин сможет увидеть ответ на портале в общем доступе.

Система «Народный контроль» на территории Ростовской области будет несколько отличаться от аналогичной системы в других субъектах. То есть, практически везде гражданин имеет право обратиться в орган власти и получить от него реакцию на уровне «да или нет». Мы пошли немного дальше и привязываем «Народный контроль» к работе госаппарата, как я уже сказал, с помощью электронного документооборота, чтоб обращение не терялось где-то в кулуарах власти, а сразу появлялось на портале открытых данных. Соответственно, гражданин благодаря системе будет видеть статус прохождения своего обращения. Это очень актуально в свете концепции повышения открытости органов власти, которую продвигает руководство страны.

Вы отметили, что готовы делиться своим опытом с другими субъектами. Происходят ли уже сейчас такие процессы?

Конечно, мы с радостью приглашаем к нам представителей любого из субъектов, в случае необходимости готовы сами выехать в субъект, развернуть там экспериментальную платформу, показать, как мы решаем вопросы документооборота. У нас уже побывало довольно большое количество гостей из разных регионов России, мы встречали делегации, обменивались опытом, лично я сопровождал Дагестан, Смоленск. В Крыму есть закрепленная за нами территория — Красногвардейский район, где мы тоже демонстрировали, как работает наша система. Сегодня мы готовы взаимодействовать через корпоративную сеть с этим муниципалитетом.

Недавно в рамках нашей корпоративной сети «ДЕЛО» прошло подключение корпоративного сегмента — «Ростелекома», Почты России и ОРТПЦ (филиал РТРС). Уже состоялся первый обмен контрольными письмами, мне вернулись ответы, пописанные ЭЦП. Считаю, что этот опыт достоин внедрения по всей стране, поскольку обмен корреспонденцией — одна из составляющих работы органов власти с бизнесом. То есть, мы уже расширяем нашу СЭД на корпоративный сегмент. Естественно, мы готовы предлагать коммерческому сегменту, корпоративному рынку разворачивать системы, равные нашей по мощности, чтоб и они работали в документообороте, который уже много чего умеет делать. Так или иначе, все организации включены в единое информационное пространство, тем или иным способом общаются друг с другом, но если мы дадим им этот механизм, если их СЭД будет гибкой и достаточно дешевой в эксплуатации, взаимодействие станет быстрее и намного эффективнее.

Герман Анатольевич, исходя из Вашей практики, как бы Вы прокомментировали важность использования электронного документооборота в органах власти?

С моей точки зрения, органам власти нужно заниматься системами ЭД, во-первых, по причине упрощения процедуры регламентации и регистрации документов. Система позволяет присваивать документу единый уникальный номер и хранить его на протяжении всей жизни документа. Ответы, сопутствующие документы идут уже с другими регистрационными номерами. Все они хранятся водной ячейке, базе данных, что очень удобно. Любая сторона документооборота может получить документ в первозданном виде, что не позволяют сделать бумажные архивы.

Кроме того, электронный документ подписывается электронной подписью, за которой стоит определенный специалист. В бумажном виде авторство документа не всегда соответствует реалиям. Если человек передал кому-то свое право подписи, что при электронном документе запрещено, он нарушает закон, компрометирует данные.

Безопасность электронных документов обеспечивают средства шифрования, защиты. В случае утечки информации корпоративная сеть позволяет четко оценить круг тех, кто мог с этим документом знакомиться. Внесение всех правок санкционировано.

Наконец, электронное общество увеличивает степень нашей свободы, дает возможность работать за пределами кабинета, посещать больше проблемных участков, чаще видеться с гражданами, а в дороге спокойно пользоваться СЭД.

Спасибо за беседу!

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ


Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)