В ходе взаимодействия с налоговой службой случаев бумажного или неформализованного обмена документами становится все меньше. В то время как обмен электронными документами по цепочке: налогоплательщик — оператор — налоговый орган сопровождается все большим числом утвержденных форм.

Так, вслед за недавно опубликованными Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, как и предполагали эксперты, приказом ФНС России № ММВ-7-6/443@ от 27.08.2014 утверждены рекомендуемые при взаимодействии:

  • форма уведомления об уточнении налоговой декларации;
  • форма извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации;
  • формат представления сведений уведомления об уточнении налоговой декларации;
  • формат представления сведений извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации.

«Содержание этих документов прописано в Методических рекомендациях, после издания которых и возникла необходимость проработки электронного формата этих уведомлений. Данные форматы (xml) были разработаны и признаны жизнеспособными, и приказ вводит их в эксплуатацию», — отметил Владимир Алеев, заместитель руководителя департамента корпорации ЭЛАР.

В приказе используются словосочетания «рекомендуемые формы» и «рекомендовать использовать». Значит ли это, что и налогоплательщик, и оператор могут использовать неформализованный вид при обмене документами?

«Речь идет о документах, формируемых на стороне налогового органа. „Рекомендуемые“ фактически относится только к форме, которую операторы действительно могут дорабатывать по тем же обращениям пользователей системы. Нас, к примеру, просили добавить информацию о налогоплательщике, в то время как в утвержденной форме есть только информация об отправителе отчета, а если отчет отправляется уполномоченным представителем, то это могут быть разные организации. Требованиям форматов же на практике нужно строго следовать, так как ПО на стороне налоговых органов будет формировать документы именно в таком формате. Дословно отвечая на вопрос, можно сказать, что оставить свой формат у оператора не получится, потому что указанные документы формирует налоговая. Отойти от требований формы оператор может.

И если пользователей форма устраивает, то проблем никаких не возникнет», — сообщил Артем Прескарьян, менеджер компании СКБ Контур.

«Формулировка „рекомендованные“ связана с тем, что разработчики ПО и операторы не смогут моментально внедрить данные форматы, а, опираясь на приказ, начнут работу по их внедрению. Таким образом, форматы станут утвержденными формами взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками», — полагает г-н Алеев.

Так же приказом рекомендованы к применению «подтверждение даты отправки», «информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», а также «извещение о получении» — по форме и формату, утвержденным в 2011 г. приказом ФНС № ММВ-7-6/362@.

Возможность применения неформализованной формы и формата информации и сведений, предоставляемых налогоплательщиком в ФНС, пока сохраняется, к примеру, по факту выявленных нарушений после выездной налоговой проверки. Это связано с тем, что в результате таких проверок налоговая может запрашивать разные документы, в том числе те, форма и формат которых не утвержден. Например, договоры. Необходимость документировать требование предоставления таких сведений налоговой и, соответственно, оформлять налогоплательщиком разъяснения по выявленным нарушениям документально говорится в недавнем письме ФНС № ЕД-4-2/16015 от 13.08.2014.

«Помимо бумажного вида, такие пояснения можно подать в неформализованном виде через оператора электронного документооборота. То есть абонент заходит в систему, выбирает соответствующую вкладку, указывает тему, прикрепляет нужные документы и отправляет письмо с вложением», — поясняет Наталья Никитина, эксперт компании СКБ Контур.


Версия для печати